Version: 1.0.2

Безумие или современные реалии: нужен ли зрителю "Брат 3"

Перефразирую известную фразу так: если у страны нет своих героев, она будет кормить чужих. В девяностые советские киногерои молодежью уже не воспринимались всерьез как образцы для подражания. Время наступило другое. Нечистое. Кроме одного типажа. Это солдат, вернувшийся с войны. А дома нет. Жена ушла к другому. Ничего нет. И остается надеяться только на свой характер и свои навыки.

По большому счету, на Западе этот герой уже был - Рембо. Или главный персонаж знаменитого в восьмидесятые фильма "Улицы в огне". С Майклом Паре в главной роли. Но Балабанов пошел куда дальше - он наделил Данилу Багрова не только умением стрелять из всего, что только способно стрелять. Главное в нем была не сила, а правда. Сила - в правде. Это была полная ерунда - в те годы не было никакой силы в правде. Только в деньгах, кулаках и стволах. Но это была надежда. Сильные правдой люди все же победят в конце концов, даже через смерть. И Крым пять лет назад доказал - именно такие люди в переломный момент могут повернуть свою жизнь в другую сторону. Пусть потом о них начнут забывать, пусть снова понаедут теперь уже респектабельные бандиты на дорогих машинах - но жизнь потечет по новому руслу. Но кого предлагают нам теперь в "Брате 3"?

Блогер "Руки-базуки" в главной роли. Непременный Джигурда. И рыжий националист Тарзан в роли людоеда. Что, настоящие Данилы Багровы кончились? Больше нет надежды? Кто мог бы сегодня написать сценарий и снять фильм про современного героя такого же уровня, как Данила Багров? И нужен ли он вообще?

Мы смотрели на него как в зеркало. Теперь уже не поймешь, персонаж ли Балабанова снял у нас с языка эти фразы, или мы заговорили вслед за Данилой Багровым.

"Почему, как же Данила Багров стал таким героем? Ведь не потому, что он стреляет?" Да не потому, что он стреляет. Да потому что мнение своё имеет и своё достоинство имеет", - говорит режиссер Сергей Сельянов.

Данила решал сложные проблемы просто. Даже буднично.

Музу насилия ему простили сразу. Она – ответ на бандитские будни 90-х. Да и жанр боевика предполагает преувеличение как метод. Героя «Братьев» полюбили за другое, рассказывает музыкант Вадим Самойлов. Один из тех, чья музыка вдохновляла Данилу Багрова.

"Балабанов он просто очень любил свою родину и людей, это чувствуется во всех его фильмах. Особенно простых людей", - говорит Вадим Самойлов.

Это он и есть, наш абсолютно российский герой. Он и есть квинтэссенция той самой национальной идеи, которую мы выражаем и не можем никак выразить.

Неожиданно творчески высказаться «в продолжение темы» на минувшей неделе решил известный скандальными выходками шоумен Стас Барецкий. Заявил, что снимет фильм «Брат-3». В этот момент многие испытали шок.

Скандальности проекту, в котором, по мысли авторов, должны быть убийства и непременно порнография, добавило участие едва вышедшего на свободу лидера ультранационалистов Дацика.

"Брат – 3" окрестили нелепой фантазией. И некоторые чуть позже поспешили сказать, что их затащили в проект обманом.

"Привлек всех, сказал, что будут участвовать те-то и те-то. А все в это поверили, и я действительно тоже поверил. Но он тем самым хотел создать иллюзию, а с этой иллюзией привлечь инвесторов", - говорит Кирилл "руки-базуки" Терешин.

Коллеги Сергея Бодрова по "Братьям" схватились за голову – ну только не фрикам и бывшим уголовникам устраивать уродливый перформанс из культового фильма.

"Для меня эта история закончена. Поэтому, что бы ни происходило вокруг, спекулятивного, провокационного, поганого вокруг этого имени... "Брат 3,4,5,6"... Меня это не касается, потому что меня дальше не существует", - говорит Виктор Сухоруков.

Ивану Краско предложили в "Брате-3" роль следователя. Актер – в раздумьях. А ему - как напоминание – на очередной репетиции звучит "Гудбай Америка" из финала "Брата-2".

"Я не знаю, ремейки бывают разные. Бывают талантливые, но это реже. Я настороженно отнесусь к этому (ремейку)", - говорит он.

Но того, кто заработал славу кулаками, кто сохранил образ братка из 90-х, уже не остановить.

"Я знаю, что такое 90-е, я жил в 90-х. Я участвовал в разборках, в перестрелках. Практически самая крупная перестрелка, которая была в Питере, происходила при моем участии. Убито было на моих глазах 8 человек. И, соответственно, кто еще должен снимать фильм про братков", - говорит Стас Барецкий.

Кажется, та эпоха далеко. Канула в лету. Публика стала циничнее. Правда теперь у каждого своя.

"Я просто делаю фильм про циничное наше время с настоящими циничными людьми. Всем этим звездам я дал шанс сняться в фильме, который будет - шумиха на весь мир, они не захотели", - говорит он.

Данила Багров – последний герой ушедшего 20 века. Но время не стоит на месте. Нужен ли нам – зрителям века 21-го – такой "Брат"? Или романтическая Багровская правда спустя 20 лет растратила свою силу и наш кумир теперь какой-нибудь расчетливый герой капиталистического труда?

Тогда, в 2000-м, мы, постсоветские, пережившие крушение Союза, срисовали с Данилы точный портрет самих себя, нагловатых и самоуверенных. Верили в братскую дружбу, узы которой сильнее социальных различий. Своих не бросаем, чужих недолюбливаем. Ради большой правды способны на проходную ложь. Но главное – патриоты своей такой неустроенной Родины. Именно это и вложил в Данилу Багрова режиссер Балабанов.

"Настоящее кино и вообще искусство стоит на больших архетипических смыслах. Земля, любовь, кровь, зло, добро, Родина, месть, предательство, Родина… И это, конечно, работает, конечно. Все стоят на фундаменте любви к земле своей и ответственности за нее. Это очень мощный движок", - говорит режиссер Сергей Сельянов.

Даже после оглушительного успеха первого «Брата», многие сомневались, что продолжение необходимо. Прочитав сценарий «Брата 2», его раскритиковал даже отец Сергея Бодрова - режиссер Бодров-старший.

"Мы много по телефону разговаривали. Я был очень скептически настроен насчет «Брата-2». «Леша, ты такую картину сделал. «Брат» - вот это картина, а это что? Вышел снова такой супербоевик, настоящая кассовая картина", – говорит Бодров-старший.

Выстрелил и саундтрек. Для поколения 90-х русский рок был и музыкой, и политикой.

"Главный герой его слушает русский рок – это было в точку", - считает Александр Ф. Скляр.

В "Братьях" мы все - как на ладони, считает музыкант. И этот культурный код - на века.

Возможно, современному поколению сцены торговли оружием показались бы вымыслом. Зато никакого поклонения перед Западом – сейчас эта идея звучит даже громче, чем во времена Балабанова.

После «Брата» снимали куда более зрелищные российские боевики. С множеством спецэффектов, с бюджетами, которые и не снились авторскому кино конца 90-х. Но молодые актеры признаются, что выросли на «Братьях» – фильмах, в которых родился новый тип российского героя.

"Сейчас мы видим в этом кино реального человека, который решает проблемы. Ну и как наша страна. То есть её кусают все со всего мира, а мы всем давали по зубам", - говорит актер Роман Курцын.

Спустя годы некоторые реплики героев Балабанова кажутся сбывшимся пророчеством.

"Вы мне еще за Севастополь ответите", - говорит герой фильма.

"Можно все перемолоть, перестроить, передумать, переделать, предательство оно как гнилье, как плесень. В фильме заложено не предательство", - считает Виктор Сухоруков.

Снять третьего "Брата" многие предлагали и самому Алексею Балабанову. Он обсуждал эту возможность с питерской актрисой Светланой Письмиченко – любовью Данилы по первому "Брату".

Но Балабанов, который мистически вытягивал и превращал в культовые произведения сценарии, казавшиеся другим странными, не торопился с продолжением "Братьев".

"Мне показался сценарий каким-то очень даже примитивным. Я говорю: «Леш, чего она на трамвае ездит, кто она такая вообще». Стала там биографию выяснять, а он говорит: «Да просто любит она трамваи, и все». Это, конечно, было золотое время, не потому, что мы были молодые, а структура жизни была другая", - говорит Светлана Письмиченко.

Возможно, сменились лозунги времени – не выживать, а зарабатывать. Прислушиваться к закону. Но попытка вернуть на экран 90-е в обличье и языке 21-го века кажется дикой. Как бы на этом ни настаивали.

"Кто кричит против фильма "Брат 3"? Сумасшедшие, общественность. Какая нафиг общественность? Общественность ждет шоу, праздника, ждет фильма. Кричат сумасшедшие, что я покусился на святое. Кто такой Бодров? Он показал своей игрой, что у него реально боль и все", - говорит Стас Барецкий.

Меняются времена, но назвавшие себя братьями такими и останутся. А приниматься за новодел - невероятный риск. Ведь от народной любви до народной ненависти – один шаг.

Безумие или современные реалии: нужен ли зрителю "Брат 3"