Людей теряют только раз: ушел из жизни режиссер Георгий Данелия
В возрасте 88 лет ушел из жизни советский и российский кинорежиссер Георгий Данелия. В последнее время он сильно болел. В феврале его госпитализировали из-за воспаления легких. Врачи временно ввели его в состояние искусственной комы, чтобы стабилизировать дыхание. В начале марта супруга режиссера Галина Юркова-Данелия рассказывала, что его состояние улучшилось. Вся страна скорбит в связи с кончиной кинематографиста.
Людей теряют только раз и, след теряя, не находят... Песню на стихи друга – рано ушедшего поэта Геннадия Шпаликова – Георгий Данелия записал в знак памяти. Потому что всегда вспоминал их совместный прорыв в искусство. Именно Шпаликов написал сценарий фильма "Я шагаю по Москве", Данелия эту картину снял и зашагал по дороге советского кинематографа так уверенно, и в то же время легко и воздушно. Его фильмы узнавались всеми с первой ноты.
"Я шагаю по Москве". Эту картину потом назовут гимном хрущёвской оттепели. Но сначала между молодым режиссёром Данелия и членами худсовета "Мосфильма" состоялся такой диалог: "Это какой жанр?" – "Комедия". "А почему не смешно?" – "Так комедия - лирическая". Георгий Данелия – режиссёр, создавший свой личный жанр в кино. "Я, когда пишу, я себе это представляю, и теперь, хоть убей меня Бог, я сам не знаю, где тут правда, а где неправда", - рассказывал режиссер.
Кинокритики потом назовут эти комедии грустными. Потому что героям временами приходится ох как не смешно, но всё равно сопереживающий зритель смеётся, пусть порой и сквозь слёзы. Режиссёр Данелия при этом неизменный автор или соавтор сценариев всех своих фильмов. Целая галерея "подлинно народных героев" вышла из-под его печатной машинки.
Фильм "Мимино". История грузинского лётчика из глубинки, мечтающего о большой авиации, сбила публику на лету - многие просто не могли подняться от смеха. Фильм с кавказским колоритом мгновенно разобрали на цитаты. А ведь партнером Вахтанга Кикабидзе вместо Фрунзика Мкртчяна мог стать Евгений Леонов, а во втором варианте сценария соседом Валико Мизандари по гостиничному номеру был русский хозяйственник из провинции. Но потом Данелия подбросил монетку и выпал армянин. Лёгкая рука – верный признак гениального режиссёра.
Он всю жизнь прожил в Москве, но при этом никогда не утрачивал лёгкого грузинского акцента, прежде всего в юморе, музыке, и даже выборе натуры для съёмок. А ещё называл себя актёрским однолюбом: Вахтанг Кикабидзе и Евгений Леонов – две главных звезды фильмов Данелии, талисманы, неизменно приносившие не просто удачу, режиссёрские триумфы. Переводчика Бузыкина из "Осеннего марафона", мечущегося между двумя женщинами на фоне советского быта конца семидесятых, и водопроводчика Борщова из "Афони", идущего кривой, но весёлой дорожкой советского забулдыги, критики потом называли типичными образцами мужчины эпохи застоя. Его герои словно списаны с окружающей действительности. Вот и в пору перестройки с постепенным развалом и сломом всего советского строя Данелия снимает фантастическую антиутопию "Кин-дза-дза", которую потом назовут сбывшимся пророчеством скорых перемен в жизни общества.
Помимо кино в его творческой биографии были живопись и литература. Сценарии к киножурналам и фильмам читала вся страна, порой не зная, что эти афоризмы вышли из-под его пера. А ещё Георгий Данелия – это все то же подлинно народное творчество, песня, ставшая не просто фирменным знаком - паролем к его фильмам, вшитым в подсознание зрителя. При всей народной любви его интервью появлялись в прессе куда реже, чем его фильмы на экранах. О личной жизни – три брака, двое детей, сын Николай ушел из жизни в 26 лет – Данелия вообще на публике не говорил. Однажды признался: часто просто не знал, как ответить на, казалось бы, простой вопрос: "О чём ваши фильмы?. "О чём фильм? Я никак не мог придумать, о чем фильм. Читал газеты, критику, вычитывал, о чём же этот фильм. Я никогда не снимаю "о чём", я снимаю "о ком", - говорил Данелия.