Мастера из Северной Осетии воссоздают оружие эпохи скифов
Древние скифы возвращаются на Кавказ. Воинственные племена, у которых не было даже своей письменности, но которые держали в страхе едва ли не пол-Европы, неожиданно возрождаются в Северной Осетии. Местные мастера там уже вовсю делают боевое снаряжение, которое было в ходу две тысячи лет назад.
Вот так выглядели войны в древности: на теле 10-килограммовая кольчуга, слева лук со стрелами, справа акинак — короткий меч для ближнего боя. Тысячи лет назад это снаряжение могли выковать многие мастера, а сегодня все это — произведения искусства общей стоимостью почти 2 миллиона рублей.
Оружие скифов, живших в Причерноморье еще до нашей эры, создают здесь — в небольшой мастерской в центре Владикавказа. Североосетинские оружейники возрождают древнее ремесло буквально по крупицам. Эти кавказские умельцы свою страсть к холодному оружию не скрывают.
"От такого меча и умирать не стыдно, когда тебя в бою закололи красивым оружием", — считает мастер-оружейник Виталий Алборов.
Каждый предмет — исключительно ручная работа. Ремесленники воссоздают оружие в мельчайших подробностях. Точно так же, как это делали тысячелетия назад. В помощь мастерам — архивные материалы и древние находки, которыми с ними делятся археологи.
"Принципиально используем только природные материалы — камень, кость, кожа, серебро, дерево, животный мех. То, что использовали скифы", — говорит Алборов.
У скифов не было письменности. Древние оружейники украшали изделия в так называемом зверином стиле. На клинках и броне — изображения животных: тотемных грифонов, барсов, орлов и особенно часто — оленей. Какой именно нес смысл тот или иной рисунок, ученые не могут разгадать до сих пор.
Это ритуальный скифский нож — такие использовали для жертвоприношений. И тысячи лет назад мастера старались сделать нож максимально красивым: клинок обязательно с изгибом, художественная роспись на рукояти и ножнах.
А этот скифский лучный набор инкрустировали костью мамонта и серебром. Драгоценного металла здесь больше килограмма.
"Это боевое? Да, конечно. Убить может? Может, лук стреляет на 150–200 шагов, попадет — убьет. Это настоящее, мы с раскопок подняли и так сделали", — заявил Алборов.
Владикавказские ремесленники могли бы легко делать мечи и ножи на современных станках, но нарушать технологии предков нельзя. Оружейники уверены: только выкованные руками изделия становятся словно живыми и обладают частичкой души мастера.