Version: 1.0.2

Воспитанники домов инвалидов остаются без помощи из-за нехватки высокоуровневого персонала

Детям-инвалидам из специнтернатов даже пожаловаться некому. Выяснилось, что по всей стране действует как будто целая система. Этих малышей фактически не лечат, а лишь поддерживают жизнь. Медиков и чиновников по закону вроде бы даже упрекнуть не в чем.

Светлые классы, современное оборудование. Этот дом инвалидов во Владимирской области — один из лучших, подчеркивает уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова. Здесь даже есть комнаты домашнего проживания — подготовка к самостоятельной жизни.

Но и в этом интернате есть проблемы — не тот уровень медицинского обслуживания. Не всегда соблюдается необходимая диета. У некоторых воспитанников очевидные признаки аллергии, говорит Кузнецова. А личные дела детей вообще шокируют.

Хотя недавно в детский дом приезжали медики из Москвы, помогли в лечении и выписали рекомендации по дальнейшему уходу. Выполнены не все. Руководство интерната объясняет: все из-за ограниченных возможностей учреждения.

В Кольчугинском детском доме уверяют: денег на зарплаты сотрудникам хватает, проблема в самих специалистах с профильным медицинским образованием. Их вроде как здесь нет совсем — ни в районе, ни в области.

Поэтому детдому в Кольчугино вынуждены помогать область и столица. Двух детей заберут во Владимир, в Москву отправятся еще шесть малышей и пройдут особый курс лечения. В столицу везут со всей России. И не всегда только потому, что там есть специалисты или оборудование, недоступное регионам. Этот мальчуган выпал из окна и получил сильнейшие травмы. Родители отправили его в интернат за паллиативным лечением. Но там за ребенком ухаживали так плохо, что его пришлось перевести в Москву.

"Наше Министерство генерирует неправильные идеи. Одна из последних — есть ли смысл реабилитировать глубоких инвалидов? Это уже звонок о том, что мы можем отказать в помощи любому, кто не имеет будущего. Такие методы недопустимы", — говорит Елена Афанасьева.

Похожие проблемы на Алтае, в Амурской области, Калмыкии. Аппарат уполномоченного по правам ребенка попросил проверить интернат в Элисте после того, как выяснилось, что со счетов воспитанников сняли около 2 млн рублей. Новый глава региона уверяет, что все средства шли на содержание самого дома инвалидов.

Странно, почему на проблемы не реагируют проверяющие инстанции в регионах, а их масса. Например, дом-интернат в Кольчугино, где недобор половины медперсонала, даже не обращался за помощью в подборе кадров, как показала проверка. Хотя в департаменте информации области нам заявили, что давно знают о проблеме. А заместитель профильного департамента соцзащиты вообще не смогла ничего прокомментировать.

Получается, контролирующие органы на местах или вообще не интересуются проблемами домов-интернатов, или все знают, но ничего не делают. И ждут федеральных проверок. А в самих учреждениях персонал или не справляется, или просто не верит в излечение воспитанников.

"К врачу требования особые, душевное состояние. К психологу — нравственная готовность помогать человеку. К врачу, занимающемуся паллиативной помощью, это требование должно быть кратно умножено", — говорит Геннадий Онищенко.

Тем более, что медики и психологи, работающие с воспитанниками таких интернатов — их единственные помощники и защитники. Родителей или опекунов, которые могли бы обивать пороги кабинетов безразличных чиновников, у них нет.

Видео: губернатор Сипягин сбежал от журналиста после вопроса о детдомах