Работодатели смогут узнать все диагнозы своих сотрудников
В России создадут базу злостных нарушителей правил дорожного движения. В нее попадут те, кто имеет десятки штрафов в год или был лишен водительских прав.
Как сообщили "Известиям" в Госавтоинспекции, это поможет запретить таким водителям работать в сфере пассажирских перевозок. Изменения ждут и иностранцев с видом на жительство, а также россиян, у которых водительские права другого государства.
Чтобы работать водителями общественного и коммерческого транспорта, им придется получать российское удостоверение. Без него даже на частной машине иностранцы смогут ездить не более 180 дней, а затем необходимо будет сдать экзамен.
Кроме того, инспекторы хотят получить прямой доступ к информации о пациентах, которые состоят на учете в психоневрологических и наркологических диспансерах. Сейчас эта информация закрыта, а любую справку можно получить в частной клинике и не всегда легальным способом.
Узнать всю информацию из медицинских карт россиян очень хотят и в министерстве труда и соцзащиты. Там предложили раскрыть персональные данные для работодателей.
Без права на трудоустройство – так описывает свое нынешнее положение лингвист Марина Рощина. Девушка жалуется – страдает хронической астмой. С одной стороны, это не мешает ей в срок выполнять работу – вот только некоторых работодателей смущает ее ингалятор. Приходится просто скрывать недуг.
"Для начала я, конечно, ничего не говорю. Потому что это заболевание проявляется не каждодневно, не всегда. Когда я это все объясняю, работодатель говорит: "Ну, ладно, мы вам перезвоним". Но на этом все и заканчивается", – рассказывает Рощина.
Теперь болезнь, о которой она предпочитает промолчать, может стать всеобщим достоянием, оформленным в виде электронной карты здоровья сотрудника. В министерстве труда и соцзащиты предложили раскрыть персональные данные сотрудника для работодателя и фонда социального страхования. Говорят, ожидают, идея не будет популярной, зато может исключить риски при трудоустройстве.
"Да, безусловно, будут какие-то ограничения для людей. Но это направлено на то, чтобы сохранить здоровье и этого человека, и, собственно, тех, за кого он отвечает. Помните, австрийский пилот направил самолет в гору? Ведь он наблюдался у психиатра. Его работодатель об этом не знал, и погибли 150 человек", – отметила руководитель департамента организации обеспечения страховых выплат ФСС РФ Татьяна Лотоцкая.
Но ведь есть закон об основах охраны здоровья, в котором четко указано: любые сведения о посещении врачей являются тайной. Да и Трудовой кодекс запрещает работодателю требовать подобные документы.
"С одной стороны, да, есть понятие "врачебная тайна персональных данных", о которых мы так много говорим. С другой стороны, если это примут на законодательном уровне, то здесь этот вопрос как-то отрегулируется", – считает психолог-консультант в вопросах управления персоналом Наталья Осетрова.
Медики выступили с критикой подобной инициативы. Пользы от новшества не будет, уверены в Лиге защиты врачей. Кому надо – тот найдет лазейку и представит подтасованные данные. Пострадают обычные люди. Носитель электронный. Гарантий, что данные не взломают, нет. Информация о здоровье может стать поводом для коммерческого шантажа.
"Вот такая информация, если она попадет в руки работодателя, сможет использоваться для дискриминации при приеме на работу. Трудовое законодательство не позволяет этого делать на сегодняшний день, поэтому данная мера незаконна", – заявил президент Лиги защиты врачей Семен Гальперин.
К тому же данные могут быть указаны неверно. Липовые визиты к врачу по электронным записям стали чуть ли не нормой. Пациент порой даже и не догадывается, сколько виртуальных специалистов он посетил по своему полису ОМС. Дмитрий Фомин случайно обнаружил, что за год он трижды проходил флюорографию и регулярно бывает на приеме у местного терапевта.
"И увидел несколько дат, которых не было, вообще не посещал больницу в это время. Вот, и таким образом я удивился, что просто были, видимо, врачом или кем-то еще сделаны записи", – удивляется Фомин.
В страховой и в больнице говорят, это, мол, обычный программный сбой, правда, стоимостью в миллионы страховых рублей. Дмитрий уверен, если в новую электронную карту здоровья попадут неверные сведения, доказать свою правоту будет практически невозможно. Вот и безработная Марина Рощина боится, что пока нововведение защищает интересы только работодателей и страховщиков, о месте в офисе ей придется забыть.