Как новый закон превратил дачи из места отдыха в источник бесконечного стресса
По сведениям "Известий", со следующей недели в Подмосковье начнут искать дачников, нарушающих законодательство, — над поселками будут летать дроны. Потом эксперты сравнят полученные данные с информацией из Единого государственного реестра недвижимости. Такие же дроны уже патрулируют дачные небеса в Татарстане. Появились даже сообщения, что предложения по продаже дач выросли на 9%, а спрос на них упал на 6%, мол, люди освобождаются от активов с растущими налогами. Но это в основном те, кто вкладывался в дачи как в недвижимость. А что делать тем, для кого дача — способ провести немного времени на чистом воздухе и получить урожай со своего огорода? Об этом — в материале РЕН ТВ.
Дачная революция в действии: члены этого СНТ безуспешно пытаются наладить диалог с председателем правления. Без него после вступления в силу нового 217-го закона, который касается всех российских садоводов и огородников, никуда. Но даже присутствие съемочной группы не помогает.
А ведь вопросов немало: и почему мусор не вывозят, и куда делись членские взносы. Теперь вот — на людей кидается. Его давно хотят сместить, но не могут.
"Мы хотели его переизбрать, а он говорит: "Нет, фигушки вам". Мы должны прийти — 100 человек, или 101 человек, или 120 — и проголосовать против него. Это нереально", — говорит член СНТ "Лесное" Светлана Баянова.
По новому закону для принятия любых решений кворум должен быть — не менее половины всех членов СНТ. Каким-то председателям это на руку — их досрочно не снимут. Другие, наоборот, сами оставляют пост, понимая, что управлять товариществом в формате "народного схода" будет невозможно.
Или вот Калининградская область, СНТ "Вишневый сад". В нем почти 600 участков. Раньше они назначали уполномоченных, которые ходили на собрания, представляли интересы соседей. Теперь так нельзя. Чтобы решить, какие отсыпать дороги и кого нанять сторожем, должны собраться 300 человек как минимум.
"Так как мы не можем собрать собрание, мы не можем принять смету. На эти взносы оплачиваются налоги, ремонтируются дороги, оплачивается содержание земель общего пользования. При отсутствии кворума на собраниях мы не сможем принять ни одного решения", — заявил председатель СНТ "Зимняя вишня" Александр Темников.
Закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества" вступил в силу еще 1 января, но большинство открыли сезон лишь на майских праздниках. И только сейчас люди поняли, чем обернулась для них дачная амнистия.
Реформа в разных формах проходила в стране 13 лет. Зарегистрировать участки и постройки на них по упрощенной схеме смогли более 13 миллионов граждан. Но таких, кто не успел, осталось немало. И на них теперь идет охота.
Теперь даже самые высокие заборы не помогут: с завтрашнего дня в небо над дачными участками страны поднимутся беспилотники. С их помощью будут искать нарушителей. Фотографии с дронов контролирующие органы сравнят с собственными базами и выяснят, кто самовольно расширил границы участков, кто использует землю не по назначению, а еще сверху очень хорошо видно все незарегистрированные постройки. Так что ни один сарай не останется неучтенным.
Миллионы дачников даже не поняли, что упрощенная схема регистрации построек уже закончилась. Она прекратила действие автоматически 1 марта — в связи с вступлением в силу нового Градостроительного кодекса. Но об этом мало кто знал.
Масштаб проблемы оказался такой, что Госдума решила продлить дачную амнистию. Если поправки примут, то до 1 марта 2022 года зарегистрировать участок и постройки будет проще, чем сейчас.
"Мы решили все-таки кроме увеличения срока до 22-го года посмотреть, какие объекты наименее, что ли, были вовлечены в эту дачную амнистию. Я хочу сразу подчеркнуть, что мы восстанавливаем амнистию, это не продление срока, потому что там амнистия уже закончилась. Соответственно, это дачная амнистия номер два, если хотите. Кроме увеличения срока мы также предлагаем, чтобы субъектам Федерации оставили возможность устанавливать плату за кадастровые работы. Соответственно, плата будет не рыночная, а та, которая установлена. Второе, мы предлагаем упрощенный порядок по поводу строительства и введения в жительство жилья и дач сохранить с подачей соответствующих документов", — говорит председатель комитета по государственному строительству и законодательству в Госдуме РФ Павел Крашенинников.
Из важного: кадастровые работы предлагают проводить не по рыночной стоимости, а по той, которую установит регион, и подавать документы в Росреестр — по мнению депутатов — должны сами граждане, а не местные власти, как сейчас.
"Единственное, что вот из этого закона можно как бы чисто внешне увидеть пользу: не надо, чтобы понести на регистрацию документы, чтобы зарегистрировать свой дом, внести в единый реестр, — не надо уведомлять органы местного самоуправления. Но закон обязывает, что этот участок должен быть территориальной зоной ПЗЗ, чего практически ни у кого нет. И это будет препятствием, скорее всего", — считает председатель Профсоюза садоводов России Людмила Голосова.
С таким препятствием столкнулась Ирина Минеева из Нижнего Новгорода. Перед ней маячит перспектива остаться совсем без жилья. Она как раз собиралась зарегистрировать землю и дом на ней, но не успела.
"Вот мой дом, в который вложено очень много денег и очень много сил. В связи с тем, что наши земли были признаны СХ-1, этот дом у меня построен незаконно. Я сейчас не являюсь просто собственником ни земли, ни этого дома", — жалуется она.
В СНТ "Шелухово", где пока еще живет Ирина, больше тысячи участков. И такие проблемы с этого года возникли у многих ее соседей.
"Те, кто оформил участки, естественно, идут оформлять дома, и в этом году они получают отказы. В прошлом году мы являлись садоводческим некоммерческим товариществом, то есть мы относились к землям СХ-2. На этих землях можно было прописываться и жить, а на сегодняшний момент люди не могут оформить свои дома и получают отказы", — заявил председатель СНТ Дмитрий Пакслин.
Дело в том, что, с точки зрения закона, самого понятия "дачное товарищество" больше нет. Только — СНТ и ОНТ. Садоводы могут строиться, огородники — только выращивать. Но как быть, если в официальных базах данных огородными внезапно стали те земли, на которых раньше можно было поставить дом? Так, например, для нескольких многодетных семей из Ленобласти рухнула мечта обзавестись собственным жильем.
Люди обрывают телефоны госучреждений, чтобы понять, как теперь регистрировать землю и постройки, можно ли вообще что-то строить и какие потом придется платить налоги. В Кадастровой палате пообещали каждому разъяснить лично.
"Кадастровая по всей России запускает дачные горячие линии. Дачники со всей России могут обратиться в филиал в дни открытых дверей по дачным вопросам по всей России. Филиалы в регионах ответят на вопросы дачников в отношении законодательства, по оформлению загородной собственности", — заявила официальный представитель Федеральной кадастровой палаты Марта Галичева.
Тонкостей много, ведь это только кажется, что на своем участке ты хозяин. На деле все регламентируется вплоть до того, какой туалет ставить. Вот, пожалуйста, в официальных документах фигурируют: пудр-клозет — с опилками, люфт-клозет — теплый, в доме, и классическая надворная уборная. Ямы должны быть обязательно забетонированы изнутри, и вообще — их надо отдельно согласовывать. Сами же постройки где попало устанавливать нельзя. До жилого дома должно быть минимум 12 метров, до колодца или бани — 8. За нарушение штраф — от 3 до 5 тысяч.
Да и налог на саму собственность тоже теперь считается по-другому. Председателю СНТ "Берег" Александру Грибову на его собственный дом, построенный из фанерных плит, пришла платежка, где он обозначен как капитальный, жилой. Такое лишь в страшных снах видят пенсионерки из Нижнего Новгорода — для них дача, без преувеличения, смысл жизни.
Тем не менее многим содержать дачу уже не по карману, поэтому спешат от недвижимости избавиться. В каждом поселке можно найти дома по сходной цене. Но спрос на рынке нулевой.
Дача из места отдыха превратилась для россиян в источник бесконечного стресса. Налоги с членскими взносами растут быстрее, чем сорняки на грядках, а вместо календаря садовода теперь им все чаще приходится штудировать тексты нормативных актов.