Евгений Додолев о Цое: Если бы он не заснул тогда за рулем, то утонул бы на следующий день
15 августа – особенный день для всех многочисленных поклонников творчества Виктора Цоя и легендарной группы "Кино". В этот день в 1990 году оборвалась жизнь великого музыканта и поэта. Сегодня его творчество завораживает миллионы верных поклонников так же, как и 25 лет назад.
Евгений Додолев, советский и российский журналист, ведущий культовой программы "Взгляд" рассказал журналистам РЕН ТВ, в чем заключался секрет популярности группы "Кино" и почему судьба Виктора Цоя была предопределена заранее.
Чем обусловлена популярность группы "Кино?
Нет, дело в том, что группа "Кино" считается группой Виктора Цоя, при том, что все, что касается имиджа и вот посылов, во многом разрабатывал Гурьянов – барабанщик группы. И в целом, это вот. У Стаса Намина есть такой тезис, что есть рок-группа – это обязательно подразумевает наличие нескольких сильных человек. Ну как вот у "Машины Времени" - там вот и Маргулис, и Кутиков, и Макаревич, и Городецкий. А есть там вот такие проекты типа "Аквариума", где Гребенщиков и кто-то, уже вот неважно, кто. И вот в этом смысле, если вот этому тезису Стаса Намина следовать, группа Кино все-таки это не был Виктор Цой и остальные, это все-таки была рок-группа.
Был, во-первых, вот этот вот посыл, драйв, очень искренний – на что вообще ведется всегда слушатель. Потому что это все делалось искренне. И ощущение было…вот у Гребенщикова есть такая песня: "поколение дворников и сторожей", что у нас не надежды, но этот путь наш. То есть казалось, что нет возможности свергнуть этого красного дракона, разрушить вот эту систему, которую очень хотелось разрушить. И кстати, она должна была быть демонтирована, просто не тем способом, как мне кажется, которым, это было сделано. Но казалось, что мы все вот таки вот прямо мальчиши-кибальчиши, которые рискуют, там, карьерами. Здоровьем и жизнями. И, кстати, многие ну и получали по голове, скажем так. Серьезно очень.
Потому что музыку, слова писал фронт-мен группы – Виктор Цой, но все остальные вносили достаточно важные элементы не только в смысле аранжировки. Мне пришлось, кстати, с патриархом нашего рока – с Градским Александром Борисовичем говорить как раз про феномен популярности Цоя. И он назвал это штучкой. Штучкой называется, старинным русским словом, месседж, который был. Вот это было и есть, это послание. Это гораздо важнее, чем просто сочетание нот, звуков и слов. Вот какое-то такое послание, которое ощущают не только те поколения, которые слушали "Перемен", но рекрутируются все новые и новые поколения. И фанатов группы "Кино" достаточно много, и начиная там, я не знаю, от детей детсадовского возраста и кончая уже людьми очень-очень молодыми.
Нельзя сказать, что они просто подхватили волну времени и стали популярными?
Мне не кажется, что был какой-то элемент конъюктуры и попыток вычислить, там, может, был момент конъюктуры, заимствования каких-то музыкальных форм, потому что музыканты "Кино" не скрывали этого, что они слушают Duran-Duran, Depeche Mode. Нет, они очень совпали со временем и совпали не только своим временем, они совпали с эпохой. И доказательство то, что их слушают и все помнят. И будут слушать, я думаю, очень долго.
Возможна ли сегодня культурная революция?
Я считаю, что революция - это когда появляется что-то новое, а когда мы просто догоняем что-то и делаем то, что уже было сделано, просто идем по линии франшизы и адаптации лицензий - это не может быть названо революцией.
Какую роль в увековечивании "Кино" сыграла смерть Цоя?
Ну вообще, история показывает, что жить быстро и уйти молодым - это не достаточное, но необходимое условие, если пользоваться математическими терминами. Для того чтобы стать легендой, и я думаю, что в этом секрет Джима Морисона из The Doors или Мерлин Монро - тех, кто умерли, ушли до сорока. Да, в этом, конечно, есть элемент.
Если бы не было трагедии, какой была бы группа "Кино"?
Нет, она не могла не случиться, ну и я считаю, что вот случай с Цоем, если бы он не заснул тогда за рулем, то на следующий день или на следующий год утонул бы, или был бы застрелен случайной пулей. Это такой путь, иначе не могло быть в его случае. Я считаю, что это так должно было произойти, он должен был уйти на пике, и он был на пике в 90-м.