Фейкньюс: в соцсетях распространяли ложные сведения о взрывах в Дзержинске
Раздуть огромное пламя из искры очень сильно пытались в Дзержинске сразу после серии взрывов на оборонном предприятии.
И речь здесь не о поджоге и реальном огне, а о панике, которую наводили в соцсетях. То, что произошло, пытались приравнять едва ли не к ядерному взрыву.
"На место направлены службы экстренного реагирования, ситуация находится под контролем администрации города", — доносится из громкоговорителя.
Размеренные и четко различимые слова системы оповещения разносятся далеко над Дзержинском. Но слышат их не все. Пока одни пытаются выяснить, что случилось и кто мог пострадать, другие строчат сообщения в соцсетях. Писать можно все, что угодно — все равно пока никто ничего не знает.
"Выброс ядов в воздухе, я уже выехал с города. Бегите, глупцы", — одно из сообщений.
"Второй Чернобыль будет? Явно там не тротил рванул, дым был черный, и дым был похож на гриб", — другое сообщение.
Пока спасатели исследовали место взрыва, диванные эксперты раскрывали страшную правду даже несмотря на то, что связь в городе якобы заблокировали. Одни рассказывали о большом количестве погибших.
"В Дзержинске очень много трупов, погибших именно от ударной волны", — звучало это так.
Другие пугали, что на улице все заминировано. У каждого второго появился загадочный родственник в ФСБ, МЧС или полиции, который советует собирать вещи, закупаться продуктами и срочно уезжать.
"Сейчас едем далеко за город. Не знаю, что происходит, но мне кажется, началось", — пугали горожан.
Одни рассказывали о диверсии, другие — о том, что в городе террористы. Что все кругом радиоактивно и токсично, мы все умрем. Третьи открыто шли на провокации сознательно, мешая работать экстренным службам. Поздно ночью, когда спасатели закончили работы на заводе, об этом рассказал нижегородский губернатор.
"У нас на фоне этой катастрофы произошли звонки о минировании объектов, около 20 звонков. Это делали провокаторы, которые пытались использовать трагедию, чтобы расшатать ситуацию", — заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Пиариться на трагедии — отличный способ оказаться в центре внимания и набрать популярность в Сети среди таких же диванных воинов. Фейковые новости вбрасываются часто одними и теми же людьми. Видимо, думая, что о нем забыли, украинский пранкер Евгений Вольнов обещает рассказать всю правду, которую власти скрывают от жителей Дзержинска. Когда вся страна с ужасом следила за кошмаром в "Зимней вишне", именно он рассказывал о трех сотнях погибших. И тогда люди поверили, что правду от них скрывают.
"Вмешательство проходит незаметно для нас, только специальные мониторинговые службы могут отследить, что трафик идет с зарубежных стран. С "Зимней вишней" человек, который работал на Украине, что называется вскрылся. Человек, который сеял панику и говорил про огромное количество трупов, потом сам свой пранк записал. Он своими пранками разоблачил то, как это проходит, в других случаях это проходит незаметно", — отметил политолог Олег Матвейчев.
Потребность в безопасности — одна из базовых для человека. И в критической ситуации он хватается за любые обрывки информации. И этим активно пользуются, преследуя определенные цели, распространители фейковых новостей.
"Часто бывает, что причины распространения фейков чисто коммерческие или около того. Например, блогер, который гордится тем, что он все про всех знает, у него куча инсайда, неужели он, узнав о катастрофе, промолчит? Он что-то придумает", — считает коммерческий психолог Александр Ершов.
Многое зависит от того, как реагируют чиновники. Если долго нет официальной и правдивой информации, вакуум быстро заполнят. Ведь среди тех, кто поддается панике и транслирует тревожные слухи, есть те, кто с холодной головой эти слухи запускает.