Российских детей, родившихся в Ираке, вернули на родину
На подмосковном аэродроме Жуковский приземлился самолет МЧС с 33 российскими детьми. Их вывезли, а по сути освободили, из Багдада.
В Ираке считают, что матери связаны с террористами, и уже осудили многих женщин на сроки вплоть до пожизненного. Дети находились с ними.
Большинству не больше четырех лет, и главная сложность была в том, что они родились уже за границей, – российским специалистам впервые пришлось решать такую правовую задачу. На родине детей готовы забрать родственники.
Первые шаги вне стен багдадской тюрьмы. 33 малыша: самому младшему – чуть больше года, самому старшему – четыре. Практически все они родились в Багдаде и большую часть свой маленькой жизни провели в заключении.
У каждого ребенка свой сопровождающий – спасатели, психологи, врачи-педиатры. На пути в Москву спецбортом МЧС никто из детей не плачет, но никто и не улыбается. У каждого из них было одинаковое детство, точнее, его не было совсем: бетонные стены, отсутствие солнечного света и свежего воздуха. Матери этих детей – гражданки России, приговоренные к тюремному заключению, или находятся под следствием за участие в террористических организациях.
В московской больнице малышей ждут родственники, которые видели их в лучшем случае на фотографиях. Все нервничают. В коридоре встречающих успокаивает уполномоченная по правам ребенка.
К больнице подъезжает автобус – уставших детей на руках заносят внутрь. И начинается суматоха – взволнованные родственники ищут своих по бирочкам с именами.
"Они, как и все дети, живущие в закрытом помещении, не бывшие на свежем воздухе, бледные слишком, но, я думаю, это легко поправимо", – заявил заслуженный врач РФ Андрей Фисенко.
История этих детей примерно одинаковая, их матери уезжали из России в мусульманские страны одни или с мужьями и уже там были завербованы в террористические организации. Именно поэтому лица этих малышей показывать нельзя, чтобы не создать угрозу их жизни и жизни их родственников.
"Сначала выезжают специалисты здравоохранения, наши специалисты из России, они производят забор ДНК, непосредственно в больнице, то есть тюрьме Багдада. Затем ДНК-материал передается в Россию, здесь делается анализ полный, удостоверяется о том, что на самом деле есть родство с гражданами РФ. Мы разыскиваем этих родственников, оставляем, заключаем, оформляем соответствующим образом документы", – рассказала уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова.
Зубейра Алиева ждала своего племянника. Ее родная сестра осуждена в Багдаде на пожизненный срок, успела отправить только короткое видео сына.
"Суды были без переводчиков, никто их не переводил, они даже не поняли", – заявила Алиева.
Марина тоже встретила племянницу, самую маленькую спасенную – годовалую Нур, над которой уже оформляет опеку. Свою сестру она не видела много лет.
"Ее увезли родители, мать, когда ей было 12 лет. Сначала они выехали в Египет, ну а потом, видимо, мужа завербовали, и они через год пропали, появились уже в Ираке только", – рассказала Марина Нигулик.
Эта операция по освобождению детей – не первая. По данным Министерства иностранных дел, из Ирака уже удалось вернуть 90 несовершеннолетних россиян. Окончание миссии планируется в августе – в последней группе из Ирака вывезут порядка 30 детей.