Схема на потоке: как мошенники используют электронные подписи россиян
Многие россияне сейчас рискуют потерять не только все свои сбережения, но и недвижимость, внезапно для себя оказавшись крупными бизнесменами, которые владеют десятком фирм-банкротов.
Мошенники так набили руку, что научились подделывать электронные подписи (ЭЦП) и поставили эту схему на поток. Жертвы аферистов узнают о том, что они жертвы, только когда уже слишком поздно.
Впервые Кристина услышала про электронную подпись, когда ей позвонили из налоговой. Оказывается, ей принадлежат пять фирм, которые зарабатывают миллионы, хотя она никогда бизнесом не занималась. Естественно, прибыли несостоявшаяся предпринимательница не видела, зато теперь должна платить.
Таких как Кристина - несколько тысяч. Мошенничество с электронными подписями в 2018 году стало в три раза популярнее, чем годом раньше.
Проверяют только качество бумаги и водяные знаки. По базе МВД смотрят, чтобы с фамилией совпадали паспортные данные. Получается, если мошенник сумел найти настоящие серию и номер и подделал бумажный документ - он получит возможность совершать финансовые операции от лица другого человека. Но в легальном информационном центре еще можно попытаться выяснить хотя бы внешность преступника.
Существуют центры выдачи электронных подписей, где злоумышленникам достаточно лишь копии паспорта, высланной по электронной почте. Нам удалось связаться с такой компанией по телефону, который мы готовы передать в правоохранительные органы.
С помощью компьютерного автографа на ничего не подозревающих людей оформляют компании-однодневки, которые, скорее всего, предназначены для разового вывода средств в офшоры. Мы проверили адреса компаний, зарегистрированных на пострадавшую Кристину: оба в жилых домах.
Мошенничество начинается со слива персональных данных. В Сургуте среди пострадавших - в основном мамочки, оформлявшие материнский капитал: возможно, замешаны местные чиновники. Павел Зимаков оформлял в банке ипотеку, а заодно ему повесили четыре компании и кредит, по которому он платит до сих пор.
Так как лицом к лицу с налоговой мошенник не встречается, вычислить его невероятно сложно. Ведь по факту это ваш электронный клон, с вашей электронной подписью, которую невозможно взломать.
"ЭЦП - это очень новая история, которая вторгается в очень серьезные сферы нашей коммуникации. Люди не имеют опыта. И мы, я думаю, в ближайшее время будем видеть рост таких событий", - отмечает председатель совета Фонда развития цифровой экономики (ФРЦЭ) Герман Клименко.
В итоге все упирается в удостоверяющие центры. По словам экспертов, контролировать эту сферу становится всё сложнее — с учетом филиалов и представительств их уже не 450, как сообщается официально, а в 10 раз больше. Поэтому в Минкомсвязи считают, что необходимо сократить число центров до 10-15 и ввести для их сотрудников уголовную ответственность.
А вот создатели электронных подписей, наоборот, просят допустить их к более точным информационным базам - с фотографиями граждан России. Тогда они смогут легко определять мошенников. Пока правительство и бизнес спорят о светлом компьютерном будущем, персональные данные, а вслед за ними и деньги россиян, продолжают утекать, уже не ручьем, а водопадом.