Больницы и "скорая" нуждаются в новой системе контроля за деньгами
На состояние дел в так называемом первичном звене здравоохранения - поликлиниках, амбулаториях и фельдшерских пунктах президент ставит акцент не впервые. Совсем недавно он обсуждал ситуацию с вице-премьером Татьяной Голиковой. Деньги выделены, и немалые, а реальных сдвигов пока не видно. Все буксует на уровне регионов - местные чиновники явно не спешат заняться проблемой всерьез. А в это время то тут, то там не хватает даже элементарного оборудования, помещения в аварийном состоянии. И самое главное - острый дефицит докторов и медсестер. На что же уходят огромные бюджетные средства?
Интерьер больше напоминают заброшенный подвал. Но это действующий гараж отделения скорой помощи Гагаринской Центральной районной больницы. Просто помощь финансовая до этого отделения в Смоленской области не доходила уже много лет. А потому на вызов отправляют только часть автомобилей. Остальные помогают запчастями.
Одноглазый «донор» погибает в гараже, проржавевший «средней степени тяжести» автомобиль еще помогает районным больным. Из 15 машин только в двух есть работающий аппарат вентиляции легких. Тут даже водители, чтобы дать интервью, просят друг у друга форму.
"Нам даже эту форму – вот видите – он снял, а я надел. Она ж, она дается на полгода и должна списаться. А мы уже семь лет в ней. Я вырос, она маленькая мне. Уже не могу", - говорит водитель скорой помощи Гагаринкой ЦРБ Сергей Еременко.
Да что там форма – доехать бы вовремя. Бывали случаи, когда из-за поломок не успевали к пациенту. Говорить об этом здесь не любят. Зато с удовольствием рассказывают, как научились выкручиваться.
"Эта комната предполагается для осмотра водителей, но у нас получается, что люди обращаются самотеком. Не дожидаются. И нам приходится вот здесь их осматривать", - говорит Надежда Кузьмина, фельдшер ОГБ УЗ «Гагаринская ЦРБ» (отделение скорой медицинской помощи).
Вот затраты области на медицину. Судя по постановлению, на «Развитие здравоохранения Смоленской области» с 2014 года по 2024 планируют потратить больше 180 миллиардов рублей. И, судя по всему, за 5 первых лет уже освоили 80 миллиардов. Еще почти 19 надо освоить в этом году.
По тем же причинам на автомобилях Городской самарской станции скорой помощи ставят резину не по сезону. А еще, чтобы не набирать новых водителей и не покупать автомобили, тех, кто есть, отправляют на вызовы иногда за 120 км.
Это при том, что на медицину в регионах сейчас выделяются огромные деньги. Но в регионах чувствуют не всегда. Ровно об этом недавно с президентом говорила вице-премьер Татьяна Голикова.
За последние годы на отечественное здравоохранение тратится очень много. С 2005 по 2007-й действовал приоритетный проект «Здоровье». Строили больницы, закупали оборудование. С 2001 по 2012-й модернизировали первичное звено. Но сейчас оно в странной ситуации. Деньги из федерального бюджета выделяются исправно. И федеральные чиновники на этом успокаиваются. А вот муниципалитет уже сам решает, как тратить. Получается не всегда. В итоге людям начинают платить меньше, чем этого требует закон.
"Слава богу, у нас в законе отражено, что минимальный размер не может быть ниже прожиточного минимума. Но платят меньше, что удивительно", - говорит Путин.
"Можно было бы подумать о формулировании предложений о модернизации первичного звена номер 2. У нас такие предложения отработаны", - говорит Голикова.
В первую очередь предложения коснутся медсестер, фельдшеров, докторов, что работают в небольших городах. Там уже научились снижать людям зарплаты – переводя на полставки. Уменьшают штат вопреки всем нормам. Все это надо менять, выстраивая совершенно новую систему контроля за федеральным деньгами.
Предложения от вице-премьера Голиковой должны быть готовы в начале августа.