В Дагестане хотят увековечить память жертв Второй чеченской войны
Увековечить память тех, кто защищал родину в наше время, готовятся в Дагестане. В августе 1999 года в республику ворвались тысячи боевиков. Управляемые из-за рубежа, они хотели создать свое исламистское государство на территории Северного Кавказа. Без малого 10 лет длился вооруженный конфликт, который получил название Второй чеченской войны. Жертвами наемников стали сотни мирных жителей, которые не побоялись дать отпор бандитам.
Нупайсат Муминова плохо говорит на русском, но ее понятно и без слов. По лицу стекают слезы, в руках фотография сыновей. Они увезли мать в безопасное место, а сами вернулись защищать свой аул. Магомедтагиру было 24, Лабазану — 21. Оба брата погибли.
"Я умоляла их не идти. Не смогла остановить. Они меня не слушали. Говорили о чести, говорили, что не боятся, и пошли защищать наше село Годобери", — говорит Муминова.
Аул Годобери террористы пытались взять трижды. Боевики хотели занять эту высоту. Отсюда весь Ботлих и его окрестности как на ладони. Местные жители взяли автоматы в руки и дали отпор бандитам. Даже близко не подпустили.
Вот кадры, сделанные самими боевиками: тысячи вооруженных террористов из Чечни входят в Дагестан. Под командованием Хаттаба и Басаева — сотни наемников с Ближнего Востока, из Африки и Средней Азии.
Они пытались создать "Исламское государство" (запрещена в России) еще тогда, здесь, на территории Дагестана и Чечни. Не вышло. Да, несколько сел террористы взяли без боя: безоружные мужчины забирали женщин, детей и покидали свои дома. Боевики радовались успеху, но они не знали, что эти горцы не сдались.
"Тогда я, если бы смог, всех зубами загрыз бы, но что сделаешь, они с оружием, а мы без", — вспоминает ополченец Курбан Юнусгаджиев.
В первые дни боевикам противостоят только милиция и местные жители. Вот как горцы перед боем учатся стрелять. Террористы вооружены как бойцы лучшей армии мира — у них пулеметы, гранатометы, снайперские винтовки, а у ополченцев в лучшем случае только по автомату с одним рожком.
"Надо было две коровы продать, чтобы купить один автомат, чтобы воевать с международными террористами. Иначе другого выхода не было", — рассказывает Руслан Гаджиев.
В первые дни власти страны в замешательстве. Премьер-министр Сергей Степашин заявляет: "Мы можем потерять Дагестан". В тот же день президент Борис Ельцин отправляет его в отставку и назначает главой правительства на тот момент директора ФСБ Владимира Путина. Тут же в Ботлихский район перебрасывают десантников, мотострелков, танкистов, авиацию.
Руководил операцией генерал Виктор Казанцев. Уже на пенсии, сегодня он вспоминает, как прибывшим военным, которые совсем не знают местность, помогали жители.
"Активно помогали, охраняя наши колонны в движении, не дали бандитам возможности нападать на них. Люди сами выходили и кормили в Ботлихском районе военных", — рассказывает Казанцев.
В 20-ю годовщину со дня разгрома банды международных террористов в Ботлихском районе готовятся установить памятник всем тем, кто отдал жизнь. В боях с бандитами погибли военные, милиционеры и ополченцы, почти 300 человек. Более тысячи получили ранения. Федеральные войска при поддержке местных жителей уничтожили почти 2 тысячи террористов.
Перевернули, сожгли и закопали. Весь корпус в осколочных пробоинах. Этот сгоревший броневик террористов лучше любого памятника отражает то, как дагестанцы защищали свои дома и свою страну.