Наказание и оправдание: озвучены первые приговоры по "делу 27 июля"
Сегодня вынесены первые приговоры по делам о массовых беспорядках в Москве. Наказания назначены тем, кто нападал на полицейских. Двое фигурантов полностью признали вину. Юристы, которые следят за происходящим в суде, отметили важную деталь — следствие работает предельно объективно. Именно поэтому сегодня сразу несколько задержанных — обвинения против них не подтвердились — были отпущены, а дела — прекращены. Буквально несколько минут назад суд отпустил под домашний арест и Егора Жукова, обвиняемого в массовых беспорядках и экстремизме.
Владислав Синица, участник уличных беспорядков в Москве 27 июля, приговор выслушивает спокойно. Хотя из всех задержанных получил самый большой срок — 5 лет колонии общего режима. Именно он под ником Макс Стеклов разместил в соцсети пост с призывом похищать и убивать детей полицейских, которые пресекали незаконные акции. Но сам он экстремизмом это не считает.
То, что 30-летний блогер опубликовал в Интернете, ошарашило даже его родных.
"Текст его меня тоже шокировал, как ему в голову это могло прийти. Это было у него в твитах в ответах, чтобы найти этот пост, надо было покопаться", — отметила его мать, Вера Синица.
Именно за призывы к насилию, которые суд увидел в твите, а не за сам твит, Синицу приговорили к наказанию, подчеркивают эксперты.
"Не просто написал ерунду, а, наоборот, занимался призывом к физическому устранению детей сотрудников правоохранительных органов. Не просто написал два слова, а фактически подготавливал и был организатором неудавшегося преступления. Если бы кого-то убили, то его судили бы вплоть до пожизненного", — говорит политолог Павел Данилин.
Еще один фигурант — Иван Подкопаев. Вот он 27 июля распыляет слезоточивый газ в лица полицейским. Двое сотрудников тогда получили ожоги глаз. При задержании у него также нашли молоток, ножи и противогаз. Он, наоборот, вину признал и попросил рассмотреть его дело в особом порядке. Приговор — 3 года колонии общего режима.
А это Евгений Коваленко. Вот он во время несогласованной акции кидает в полицейского урну. Коваленко сам явился с повинной и признал вину.
К 2 годам колонии общего режима приговорен Данила Беглец. На акции он схватил за запястье прапорщика полиции и дернул в сторону, чтобы помешать задержанию другого правонарушителя.
При этом двум участникам беспорядков — Егору Жукову и Сергею Фомину — сами следователи попросили изменить меру пресечения и перевести из-под стражи под домашний арест. А если в ходе расследования вина не подтверждается, дела вообще прекращают.
"Следственный комитет Российской Федерации по результатам расследования уголовного дела, связанного с массовыми беспорядками, произошедшими в Москве 27 июля 2019 года, пришел к выводу об отсутствии состава преступления в действиях Сергея Абаничева, Даниила Конона, Валерия Костенка, Владислава Барабанова и Дмитрия Васильева. Указанное решение принято следствием по результатам объективной правовой оценки всех исследованных материалов, в том числе видеозаписей камер видеонаблюдения", — говорится в сообщении ведомства.
В Следственном комитете подчеркивают, что тщательно разбираются в каждом случае. О том, что обобщать все дела нельзя, говорят и эксперты.
"Если мы посмотрим участников, то увидим, что были десятки тысяч, если говорить о задержанных, то это сотни. А о задержанных речь идет о единицах. Мы отслеживаем уголовные процессы, там нет никакой штамповки: каждый получает заслуженную меру преследования", — говорит председатель Совета российского общественного института избирательного права Игорь Борисов.
Интересный факт: те, кто звал людей на улицы, вроде неудавшегося кандидата Соболь, о попавших под следствие тут же забыли. Никакой помощи, даже консультативной. И судя по тому, что часть арестованных сотрудничают со следствием, протестовавшие, наконец, поняли, что их могли просто использовать.