Власти Хакасии разрешили себе квартиры за счет бюджета
Что такое хорошо и что такое плохо. Продолжается история с главой пресс-службы губернатора Иркутской области Сергея Левченко Ириной Алашкевич. Помните, она назвала пострадавших от наводнения быдлом, просто потому, что они некрасиво выглядели в глазах чиновницы? Несмотря на то, что официально ее как бы отстранили от работы, в реальности Алашкевич до 6 сентября отправили в отпуск. Однако на работу она до сих пор не вышла. Официальная экспертиза подтвердила, что на записи, скорее всего, ее голос, но микрофон стоял слишком далеко. Однако подлинность скандальной записи подтвердили действия самой администрации Иркутской области — по данным СМИ, там продолжаются поиски того, кто слил эту запись в Интернет. Якобы силами местного ФСБ.
Я бы на месте центральных органов ФСБ проверил информацию. Если это так, получается, что силовики вместо того, чтобы обеспечивать безопасность граждан, обслуживают интересы губернатора. А интерес в том, чтобы наказать человека, рассказавшего правду. Я знаю, что у нас не принято выносить сор из избы. Но этот сор слишком сильно воняет. Это не в первый раз, когда из региональных администраций начинает страшно вонять внутренним сором. Но вместо того, чтобы устроить чистку помещения, они просто запирают все окна и двери. А все равно воняет.
Так, в Хакасии вдруг запахло очень неприятно, когда губернатор Коновалов разрешил своим чиновникам получать дополнительные дотации из бюджета на покупку квартир. Хотя в регионе проблемы с жильем у простых граждан далеки от разрешения. Впрочем, подобный запашок выносит не только из хакасской администрации.
Это не дом. Сарай. На стенах — дранка, вода — только на улице. Но другую квартиру семье не дают.
"А на каком основании меня вообще из очереди вычеркнули? Говорит, у вас есть доля. И все, разговаривать больше не стали. Вот так мы валимся и живем", — говорит жительница аварийного дома Ильхамия Ахмодеева.
Обычным жителям Хакасии решить квартирный вопрос почти невозможно. Зато местным чиновникам получить новое жилье стало проще. Для госслужащих — отныне новые, особые, условия выдачи субсидий. Скандальное постановление с поправками губернатора Коновалова прогремело на всю страну. Причем документ даже не прятали — чужой в дебрях пунктов и подпунктов все равно не разберется.
Мы сравнили постановление 2012 года и его новую редакцию. Итак, появился абзац про ипотеку. Теперь в Хакасии чиновник может получить субсидию для погашения кредита на единственную квартиру. При расчетах учтут родителей госслужащих, если у них нет в собственности другого жилья и не заключен договор соцнайма. А это дополнительные 18 кв. м на человека. И еще. В документе речь идет и о выплате на приобретение нескольких жилых помещений. Неужели за счет бюджета можно будет купить не одну квартиру?
Местные политологи уверены: одним росчерком пера Коновалов открыл своим подчиненным безграничные возможности.
"Госслужащий, который находится на работе в Хакасии, может спокойно приобрести себе жилье, и даже не одно жилье, вообще в другом регионе страны, абсолютно в любом регионе. И бюджет по условиям ипотеки будет выплачивать долг этого госслужащего за это приобретенное жилье", — говорит политолог Александр Мяхар.
На наш запрос администрация республики ответила: мол, просто привели в соответствие с федеральным местное законодательство. И не более того.
"Иными словами: постановление правительства Республики Хакасия дублирует постановление правительства России", — сказано в сообщении.
Позже, когда скандал вышел за пределы региона, вообще заявили, что исполнять свои же решения не собираются.
"Расходы на это должны быть предусмотрены в бюджете. А они в бюджете не были предусмотрены и не будут", — говорит председатель комитета по бюджету и налоговой политике ВС Республики Хакасия Олег Васильев.
На самом деле в том же бюджете Хакасии на 2019, 2020 и 2021 годы мы нашли любопытный раздел — миллион двести тысяч рублей ежегодно запланировано на "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан". Каких именно, в документе не уточняется. Но эта фраза один в один повторяет название программы по выделению субсидий госслужащим. И где гарантия, что в приоритете окажется не молодой ученый, а министр?
"Конечно, никакой прозрачности в распределении субсидии, в вопросах распределения квартир и их дальнейшего использования для народа, для наших структур не будет", — считает председатель национального комитета противодействия коррупции в РФ Юрий Макеев.
Команда Вячеслава Коновалова экономить не привыкла. В конце апреля губернатор решил увеличить себе и подчиненным зарплату в 4 раза. Причина — особые условия труда. И это вскоре после скандала с премиями для приближенных. Например, замгубернатору Юлии Исмагиловой досталось 200 процентов месячной зарплаты. А вскоре — еще 300. Всего — 376 тысяч рублей. А это раз в 10 больше средней зарплаты в республике. Хотя на региональном рынке труда надо еще поискать вакансию с окладом больше чем 18 тысяч. В попытках оправдаться за баснословные гонорары Исмагилова сообщила: она почти бедствует.
"Я живу в квартире хрущевского периода площадью 34 квадратных метра", — говорит замглавы Республики Хакасия Юлия Исмагилова.
Возможно, наконец-то проблемы с жильем будут решены и у Исмагиловой. Что теперь помешает ей получить квартиру, например, в закрытом поселке?
Как выгодно решить квартирный вопрос, знают и чиновники Барнаула. Один из них — Андрей Франк. Даже наличие в декларации жилья площадью в 230 квадратных метров не помешало ему, по данным местной прессы, получить квартиру. А позже якобы оформить в собственность. По странному совпадению его отец Вячеслав Франк — первый замглавы администрации города.
"Работа всегда строилась на любви к родному городу. Заботе о его жителях. Желании сделать наш общий дом комфортным и уютным", — говорит Вячеслав Франк.
Пока Франк-отец заседает в администрации, Франк-сын с комфортом отдыхает на пляже в Доминикане. На фото в соцсетях он мчится на катере и изучает местные джунгли. Ценник на недельную поездку у туроператоров начинается от 200 тысяч. Почти такую же сумму чиновники того же Барнаула теперь требуют с Нэлли Сергиенко. Ей сначала выделили субсидию на жилье, а потом внезапно заявили, что по ошибке дали слишком много.
"У нас и кредит, ипотека, мы платим более 32 тысяч в месяц. А с нас еще требуют, чтобы мы эти 250 тысяч вернули. Мы это не потянем", — говорит она.
А здесь точно никакого просчета. На ремонт санузлов администрация Ростова потратит почти 10 миллионов. Обычные российские унитазы там заменят на турецкие за 22 тысячи. Умывальники — на раковины из фарфора за 24. Рядом повесят сушилки для рук почти за 90 тысяч. А все помещения выложат керамогранитом и спрячут за дубовыми дверями. Туалет в администрации ростовским чиновникам оказался важнее жилого дома на соседней улице. По словам местных жителей, он даже не признан аварийным.
"Что это такое висит? А я не знаю. Какая-то картина, она дыру завешивает. А что там за дырой, просто страшно подумать", — говорит жительница аварийного дома Сусанна Сидельникова.
В каждом регионе, где находили сомнительные операции с бюджетными средствами, благосостояние чиновников и простых людей, как параллельные прямые, не пересекаются. Хакасия — о необходимости улучшения жилищных условий заявили более 40 процентов семей. Алтай — в очереди на получения квартир 1700 сирот. Ростовская область — аварийными признаны 760 домов, 12,5 тысяч человек до сих пор ждут переезда.
На незаконных премиях, обманом приватизированных квартирах, нелегальной поддержке бизнеса ловят многих госслужащих. Но доказать их вину в суде следователям удается не всегда. В той же Хакасии мэра Черногорска обвиняли в строительстве автомойки для своей жены. Но его оправдали.
Сейчас Василий Белоногов вновь руководит шахтерским городом, который едва не замерз прошлой зимой, потому что закончился уголь.
В этом году покупать его придется по 2300 рублей за тонну. Стоимость установил сам губернатор Коновалов. Хотя компании готовы продавать за 1400. Похоже, на замерзающей Хакасии кто-то хорошо нагреет руки.
До заморозков осталось всего ничего. А в Хакасии никак не могут найти деньги на погашение долга перед энергетиками. Из-за этого те ограничили подачу электричества в котельные.
"Долг составляет почти 581 миллион. С момента рассылки уведомления об ограничении задолженность сократилась на 11 миллионов. Это порядка 2 процентов, не больше", — директор по связи с общественностью "Россетти Сибирь" Анастасия Наливайченко.
Но вместо того, чтобы рассчитываться с энергетиками, в правительстве губернатора Коновалова думали о том, как получить жилищные субсидии. Аварийное жилье при этом из поля зрения чиновников как-то выпало. Ведь на всех бюджетных миллионов не напасешься.