Минприроды потребовало спасти вымирающих диких северных оленей
В России готовятся нанести сильнейший удар по тем, кто десятилетиями лишает страну одного из ее главных природных символов. Речь о браконьерах, чьи действия довели северных оленей практически до вымирания. Популяция некоторых видов в советское время насчитывала сотни тысяч особей, сейчас же едва наберется пара тысяч. Минприроды настоятельно призывает власти Красноярского края и Якутии, мест обитания оленей, спасти животных.
Дикие северные олени под угрозой вымирания. Популяция год от года сокращается. По данным Минприроды, за последние 19 лет численность упала в два раза — с миллиона до пятисот тысяч. В основном — по вине человека.
90 процентов северных оленей обитают на территории Красноярского края. Оставшиеся десять — в Якутии. Браконьеры отстреливают животных круглый год, в том числе в период миграции. Инспекторы охотнадзора мало что могут противопоставить нарушителям. Звери обитают в труднодоступных местах, чем и пользуются "черные охотники".
"Это специальный транспорт в виде "трэкола", в виде всевозможных судов на воздушных подушках и аэроходов. Почему? Потому что очень сложные транспортные условия, то есть практически полное отсутствие дорог", — рассказал Павел Кочкарев, директор Государственного природного биосферного заповедника "Центральносибирский".
Охотятся и за пантами — оленьими рогами. Их срезают, а животных отпускают, но процедура для них болезненная, и не все звери выживают после такой варварской операции. В Минприроды предлагают законодательно либо ограничить, либо вовсе прекратить охоту на дикого северного оленя. Но делать это нужно синхронно во всех заповедниках.
"Любым делом надо каким-то образом руководить и дирижировать, потому что ученые нам говорят, что сегодня таймырско-эвенкийская популяция, якутская, идет в сторону Якутии", — отметил Семен Пальчин, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Красноярского края.
Именно поэтому Минприроды и направило регионам рекомендации по защите дикого северного оленя. Тем более что это укладывается в общую логику нацпроекта "Экология" в части сохранения биоразнообразия. Следят за миграцией с помощью навигационных ошейников, но пока их слишком мало для целостной картины.
Максимальный срок службы спутниковых устройств — 18 месяцев. Инициативу ведомства поддерживает и Всемирный фонд дикой природы, который мониторит ситуацию с численностью северных оленей, помогает оснащением.
По словам специалистов, если не сбавлять набранных темпов, то через семь лет популяцию дикого северного оленя вполне реально восстановить.