Битва за баню: в Татарстане разгорелся конфликт из-за ветхого здания
Жители села Дербышки в Татарстане сформулировали главное правило сельской урбанистики. Сначала была баня.
Эти слова прозвучали в тот момент, когда ветхое здание старой общественной бани решили снести, но неожиданно выяснилось, что эта постройка — главная местная достопримечательность. Для местных – чуть ли не центр Вселенной. И ради него они готовы лечь под бульдозер, сносить заборы и рвать цепи – это и происходит сейчас.
Когда-то здесь били только душистым веником, сейчас и метлой гонят.
Там за забором – русская баня с 70-летней историей. Уже наполовину разрушенная. Около пяти лет назад она закрылась. Не банным днем стали и будни, и выходные. Территория превратилась в частную.
В цепи сотрудников ЧОПа стали искать слабое звено.
И конфликт между охранниками и людьми, которые выступают против сноса парилок, перерастает в массовую драку.
Это теперь новая традиция – каждый день с друзьями ходить к бане. Говорят, дед ходил и отец ходил. Но они хотя бы мылись. А нынешнее поколение вынуждено париться.
"Это здание было подарено ленинградцам, жителям блокадного Ленинграда, которые приехали сюда работать, в честь победы в Великой Отечественной войне, поэтому не отстоять это здание – это кощунство", — рассказывает местный житель.
Они собирали подписи, сами превращались в живую цепь, но отстоять баню не получилось.
"В 2015—2017 годах произошел аукцион, когда землю выкупили то ли за 22 миллиона, то ли где-то в этих пределах, и после этого баню закрыли", — говорит житель села.
Говорят, им пообещали приостановить работы, а когда толпа разошлась, свои фары зажгла тяжелая техника. Это и стало точкой кипения.
Часть горожан считает, что здание – архитектурный шедевр и его нужно во что бы то ни стало сохранить.
Другая часть объясняет, что "парятся" над проблемой, потому что действительно мыться здесь было полезной привычкой.
Застройщик отвечает грубостью – кто о чем, а вшивый о бане. В итоге закрыли ее не на реконструкцию. Как ни старались люди доказать обратное, здание не входит в реестр объектов культурного наследия.
"Это не единственное здание в Татарстане и уж тем более по всей стране, которое не является заявленным, выявленным и по которому не поставлен "предмет охраны". Но есть приобретатель, который его купил, заплатил деньги по рынку", — говорит помощник президента Республики Татарстан Наталия Фишман.
А значит, говорят местные, на месте бани появится 20-этажный дом.
В полиции заверили, что за ситуацией вокруг бани следят, чтобы предотвратить новые стычки. И общественники говорят: не хотят никакого рукоприкладства. В качестве доказательства своих мирных намерений приводят последний аргумент: одумайтесь, строить дом на месте бани – плохая примета.