Version: 0.1.0

Татьяна Доронина: Я никогда не прощу расколовших художественный театр

Художественный руководитель МХАТ имени М. Горького призналась, что не может простить ответственных за события 1987 года, когда труппа МХАТ раскололась на два театра.

Советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссер, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Татьяна Доронина в разговоре с РЕН ТВ призналась, что есть люди в театральной сфере, которых простить она не может до сих пор.

"Нет, есть люди, которых я не прощаю. И я не прощаю разделение художественного театра. Никакого раскола не было, потому что труппа целиком проголосовала против разделения, но несмотря на это, силовым приемом, очень грубым, подписанным министерством и с подачей Шатрова, Гельмана, Смелянского, за подписью Ефремова, было определено и явилось насилием над театром, в результате чего произошла просто трагедия, и очень многие артисты, которых Олег Николаевич не взял с собой туда в Камергерский, а все мечтали попасть обратно туда, в свой дом, потому что все заканчивали школу студию МХАТ, которая находилась рядом, и хотелось всем домой, все ждали, когда этот дом построят. Его построили, но в этот дом попало большое количество людей, которые не имели отношения к школе-студии МХАТ. А те, которые выпестованы были лучшими артистами художественного театра, туда не попали. Дальше пошло отвратительное вранье в СМИ, когда стали говорить о том, что раскол в театре, что неприемлемы такие позиции. Какие позиции? Все работали и веровали, любили свою школу, очень любили то, что называлось любимым МХАТом. И это вранье происходит и по сей день", - рассказала Доронина.

По ее словам, в момент разделения труппы МХАТа на два театра: МХАТ имени Чехова и МХАТ имени Горького у нее было много занятий, поэтому она ни на чем не настаивала.

"Я до сих пор читаю, что Доронина хотела и настаивала на чем-то. Боже упаси. Я спокойно работала одновременно в трех театрах. Мне было чем заняться, у меня были десятки сценариев на столе. Я не пришла на это собрание, где избирали. Но артисты меня выбрали, а дальше пошел вопрос, если у них не нашлось ничего более достойного, то мне надо делать вид и делать все в работе, чтобы быть достойной, хотя бы в какой-то мере. И в результате прощать это я не могу и не хочу", - заявила Доронина.

Она добавила, что Ефремов до сих пор остается для нее блистательным актером и партнером, но простить ему раскол она не может.

"И не из-за себя. Все, что касается замечательного партнера, чудесного партнера и лучшего артиста на амплуа социального героя, коим являлся блистательный актер Ефремов, для меня он остался блистательным партнером, артистом. Но то, что он позволил это насилие и зачем понадобилось раскалывать это…Но так, как дальше это продолжили делать многие театры и не только театры, то это стало началом великого раскола, который случился в моей любимой стране и с которого мы сейчас пытаемся выбраться, вернуть все хорошее. Так что мы пойдем вперед, я надеюсь", - рассказала художественный руководитель МХАТ им. М. Горького.

Татьяна Доронина также рассказала РЕН ТВ, что сейчас работает над постановкой "Пигмалиона" по Бернарду Шоу, стилистика которого является особенной.

"Я сейчас репетирую Бернарда Шоу – "Пигмалион". И необычность этой стилистики, особенной стилистики, она очень далека от русских драматургов, не только потому что перевод всегда слабее подлинника, здесь хочется добраться через какие-то критические изыскания, связанные с драматургией Шоу, понять большее, чем ты прочла в тексте. Особенность юмора у нас православных – особенный, свой. Мы так радуемся, когда хорошо, и огорчаемся, когда плохо. Молим Бога простить грехи. Мы, как правило, далеки от иронии, которая сформулирована и в Серебряном веке, и в Англии, все что касалось Оскара Уайльда и Шоу. Он своеобразен и очень отличается от Уайльда. Его иронию надо выявлять. Это нужно уловить все и помочь артистам выявить ситуацию из возможности стилистики того времени", - рассказала Доронина.

В 1987 году труппа внутри труппы МХАТ произошло разделение на два театра: МХАТ имени Чехова под руководством Ефремова и МХАТ имени Горького под руководством Дорониной. Актрисе пришлось освоить функции художественного руководителя и постановщика.

Татьяна Доронина: Я никогда не прощу расколовших художественный театр