Version: 1.0.2

Импортозамещение по-русски: Как торговые сети обходят продовольственное эмбарго

Торговые сети не заинтересованы в импортозамещении, так как их головные офисы находятся в Европе.

Удивительная ситуация - мы говорим о том, что Россия должна сама выращивать для себя продукты питания, а не покупать их за рубежом. Ну, самые обычные, традиционные продукты. Правительство выделяет на это миллиарды рублей, накладывает эмбарго на европейские продукты. Но при этом никто не замечает, что главные посредники между отечественным производителем и покупателем - торговые сети, головные офисы которых находятся как раз в тех странах, которые попали под наше эмбарго на продукты из Европы.

И они-то как раз совершенно не заинтересованы в нашем импортозамещении. Наоборот, они заинтересованы в том, чтобы оно провалилось. Чтобы правительство было вынуждено прекратить это эмбарго и снова подсадить всю Россию на импорт продовольствия.

На глазах у перепуганных посетителей ресторана полиция надевает наручники на молодого мужчину и его спутницу. Вместе с ними находился и вот этот человек, он объясняет, что просто обеспечивал безопасность при передаче денег (3-х миллионов рублей). Это первая часть взятки в 36 миллионов.

Явно растерянная женщина - Ольга Паринова технолог торговой сети "Перекресток", а колоссальные 36 миллионов рублей она и ее муж вымогали с российской кулинарной компании, за право выставлять свою продукцию на полках супермаркета – так выглядит импортозамещение по-нашему.

Импортозамещение - выставки с таким название заняли сразу две крупные площадки в столице - продуктовая и промышленная. Красавец "Кировец", уже серийный К-744: вдвое выросла мощность, а потребление топлива, наоборот, снизилось. Впервые за долгое время наши машины снова поставляются в Германию и Польшу.

Участник выставки "Импортозамещение" Борис Филин:

"В этом году мы планируем выпустить 1200 таких за весь постсоветский период — это рекордное количество тракторов".

Это выставка охватывает вообще весь спектр промышленного производства, от крупного до штучного. Вот, совсем неприметный стенд подмосковного научно-производственного предприятия. Внутри макета – искусственное сердце. Раньше на рынке было только немецкое и американское оборудование, стоимость каждого зарубежного комплекта стартовала от 250 тысяч евро.

Участник выставки "Импортозамещение" Денис Максимов:

"Во всяком случае, мы никак им не уступаем, то есть аппарат в разы дешевле, и при этом выполняет все те же функции, уже было 12 имплантаций успешных".

Большинство из этих пересадок произведено здесь в центре трансплантологии искусственных органов имени академика Шумакова.

Своего пациента руководитель центра академик Сергей Готье не видел уже два года - после пересадки. Пока ждал донорский орган Геннадий Бабашкин 9 месяцев ходил с русским механическим сердцем в груди. Правда, были на выставке экспонаты, отнести которые к импортозамещению можно с большой натяжкой.

Участник выставки "Импортозамещение" Иван Милехин:

"К 20 году планируется локализовать металл, резину и остекление, а трансмиссия и двигатель останутся английскими".

То есть еще лет пять и смогут, наконец, поставить собственные стекла и резину – такой подход больше похож на создание видимости работы по локализации производства импортной строительной техники, на котором так настаивают в правительстве.

А что продукты? Ну все это мы уже слышали и видели – собственная мацарела от монахов Валаама, своя картошка, яблоки, мясо, молоко и даже хамон по испанским рецептам, ну и из последнего – татарский де люкс, например.

"На сегодняшний день те потребители, которые потребляли в частности пармезан - твердый итальянский сыр - сейчас перешли на татарский делюкс. Это наша гордость, это твердый сыр с выдержкой до полугода", - рассказал руководитель группы маркетинга молочной компании республики Татарстан Максим Петровский.

Вроде много всего, свое отечественное – но цены почему-то растут, причем самый высокий темп за неполный год показали совсем не дефицитные продукты. Морковь – 33%, яблоки – 22%, подсолнечное масло - 22%, мороженная рыба – 20.3%, конфеты – 20.1%. И эти цифры совсем не поддаются санкционной логике, из-за которой все это импортозамещение и начиналось.

Крупные торговые сети давно сами стали такими вот монопольными регуляторами на вроде бы свободном рынке. И вместо честной конкуренции все это больше похоже на сговор. А выпадающие из-за санкций и падения рубля доходы продавцы привычно перекладывают на покупателей, то есть на нас с вами.

Самые крупные и известные сети – "Пятёрочка", "Перекресток", "Карусель", "Копейка", "Патэрсон", "Ярмарка" - родом из Нидерландов, "Ашан" из Франции, "О’кей" - из Люксембурга, "Лента" зарегистрирована на Британских Виргинских островах, "Глобус" на Кипре, а "Билла" в Австрии – и это только третья часть списка российских ритейлеров с европейской пропиской.

И стандарты качества всех этих гигантов прописаны таким образом, чтобы российский фермер остался не удел.

"Дело в том, что все сети они в основном пришли с европейскими стандартами, потому что они европейские сети. И собственник у них европейский. И, естественно, они требуют, чтобы наш продукт был отполирован, чтобы он блестел. Для того чтобы заполировать, мы можем потерять треть нашего урожая", - рассказал фермер Сергей Прямов.

Но это только видимая официальная часть проблемы замещения импорта. Здесь все законно, формально это и есть конкуренция. Если нет денег на хорошую упаковку, то путь продукции в супермаркет закрыт и здесь бизнес умерить свои аппетиты из-за санкций, явно не готов.

А вот взятка или по-другому коммерческий подкуп в 36 миллионов рублей - это уже совсем другая, в прямом смысле темная сторона - тотальная коррупция, какое тут вообще может быть импортозамещение. Колоссальную сумму с российского производителя, только за право выхода на рынок требовал технолог "Перекрестка" Ольга Паринова и ее муж Сергей Сыромятников.

Нам первыми удалось встретиться с отцом арестованного Сергея Сыромятникова. Он до сих пор уверен, что обвинения в адрес его сына чья-то ошибка. В семье, по его словам, никогда не было таких денег.

Предполагать можно что угодно и то, что попытка получить взятку была впервые и то, что арестованные просто выполняли волю начальства. Вот только где, к примеру, такие деньги на взятку возьмет Олег Сирота - московский программист, который узнав про санкции, продал квартиру и бизнес только ради того, чтобы делать русский пармезан.

Вот и получается, что российские товары - сыр, мясо, молоко, овощи, фрукты все что с большим трудом удается замещать, в том числе и с помощью новой российской техники, конечно, предмет для гордости, но, если после шумных сельскохозяйственных выставок эти продукты все же дойдут до полок супермаркета, мы ничего не почувствуем.

Логика ценообразования, замешанная на коррупции и жажде наживы останется прежней. И тогда уже нет разницы, откуда эта картошка: из Египта или из ближайшего Подмосковья.

Импортозамещение по-русски: Как торговые сети обходят продовольственное эмбарго