Version: 0.1.0

Историки рассказали о самой необычной супружеской паре четы Романовых

В историческом музее откроют выставку, посвященную отношениямСергея Александровича и Елизаветы Федоровны Романовых.

В Москве сегодня говорят о тех, кто сумел Святую землю приблизить к России. В историческом музее представят захватывающую историю одной из самых необычных супружеских пар императорской фамилии.

В жизни великокняжеской четы Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны Романовых были и страсть, и долг, и честь, и вера.

При Сергее Александровиче Романове Москва стала образцовой. Под его покровительством возник Государственный исторический музей, в котором и проходит выставка. Князь долгое время был московским генерал-губернатором. Между столицей и Святой землей - Иерусалимом он видел неразрывную связь, по нескольку раз в год он совершал туда паломничества. После одной из этих поездок сбылась и главная мечта князя: Елизавета Федоровна, его супруга - немка по происхождению, разделила с ним самое главное в его жизни - веру.

"С точностью можно сказать, что это была очень любящая пара, они очень сильно друг друга ценили, и печалью было, что у них не было детей", - рассказала председатель Сергиевско-Елизаветинского общества Анна Громова.

Принцесса, урожденная Елизавета Федоровна, была самой завидной невестой Европы - вторая дочь Людвига IV и принцессы Алисы, внучка английской королевы Виктории. Ее младшая сестра Александра Федоровна - супруга Николая II. Князя Сергея Александровича, офицера и человека самых благородных качеств, она выбрала сразу среди множества ухажеров.

Здесь нет ни одного случайного экспоната. Каждый связан с личной жизнью, историей Российской империи и великой любви. Здесь вещи, собранные Елизаветой сразу после гибели ее супруга Сергея Александровича: в карету князя была брошена бомба.

Это то, что было на нем в тот момент и всегда: Георгиевский крест, мощи преподобного Сергия и обручальное кольцо, на котором была гравировка "3 июня 1884 года" (дата их венчания).

Когда принесли носилки, она сама сложила туда останки супруга. Взрыв был настолько сильным, что сердце князя нашли только через 3 дня, его она тоже положила в гроб. Позже княгиня навещала в тюрьме террориста Каляева и лично просила царя о его помиловании.

"Она после смерти великого князя все императорские вещи раздала, а то, что было личное, она это продала, купила землю на Ордынке, основала Мариинскую обитель. У нее еще осталось некое количество денег, от процентов, на которые смогла содержать свою обитель", - рассказала Анна Громова.

Став вдовой, Елизавета решила полностью посвятить себя Богу и людям. Она продала все драгоценности, купила землю на Ордынке и основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Ночью княгиня ухаживала в обители за тяжелобольными, а днем вместе с другими сестрами обходила беднейшие кварталы и искала беспризорников в самых криминальных кварталах Москвы. За это ее называли Матушкой.

Необыкновенную красоту Елизаветы Федоровны сложно было передать на фотографии или картине. Сама княжна шутила: просто нефотогенична. Свои наряды княгиня часто шила сама, но, по словам современников, ее внутренний свет и милосердие были привлекательнее всего. Даже в момент жестокой казни, когда ее и 7 членов царской семьи большевики скинули в глубокую шахту под Алапаевском, она думала не о себе. Очевидцы рассказывали, что из самой глубины несколько дней слышались песнопения. Все это время жертвы умирали от ран и голода. Своей монашеской одеждой великая княгиня перевязала раненого князя Иоанна, в темноте и еле живая.

Сегодня ее мощи покоятся в Иерусалиме, в храме, который построил великий князь Сергей Александрович. Его же мощи находятся в Новоспасском монастыре в Москве. И в этом - сначала и до последних дней - связь Святой земли и Москвы, через веру и великую любовь святых - князя Сергея Александровича и княжны Елизаветы Романовых.

Историки рассказали о самой необычной супружеской паре четы Романовых