Россияне оказались в опасности из-за собственных ветхих домов
Будто в полной изоляции вообще от всех сейчас чувствуют себя сотни тысяч жителей по всей стране. Они оказались заложниками в собственных домах. То место, которое априори должно быть самым надежным и безопасным, наоборот, становится реальной угрозой для жизни. Все дело в том, что вместо капитального ремонта коммунальщики проводят лишь поверхностный, и то не всегда, а в это время стены и потолок разве что не падают хозяевам прямо на головы.
"Если оно обрушится, я вместе с кроватью туда упаду. Вот она, стена аварийная", — говорит житель ветхого дома.
Фотоальбомы жильцов старого ростовского дома: всё в трещинах. Эти снимки больше для чиновников. И так весь город видит. И проржавевшие балконы, и покосившиеся каменные наличники. За капитальный ремонт обитатели древнего доходного дома платят исправно. Но единственное, что пока предлагают им чиновники, — поменять проводку.
И это лишь один дом. Из 737 тысяч подобных. Счетная палата объявила: 93 миллиона россиян живут в многоэтажках, которые требуют капитального ремонта. Это значит, что в опасности находится больше половины населения страны.
При этом бюджетные деньги на проведение капремонта практически не привлекаются. Граждане перечисляют деньги из своих, как правило, небольших доходов в виде взносов, а государство должно улучшить условия их проживания, проведя капремонт в установленные сроки и с надлежащим качеством
Выглядит как системная ошибка. В каждом регионе есть свой фонд капремонта. Мы пополняем его за счет коммунальных платежей. Вот только что делать с этими деньгами дальше, местные власти, похоже, не знают. Аудиторы выяснили: единых региональных программ нет. Да и учет домов, требующих ремонта, ведут спустя рукава. Много лет этим занималась система БТИ. Сейчас его признали советским архаизмом и реорганизуют в агентства кадастровой оценки.
"Много домов попадет в списки подлежащих капитальному ремонту без обследования, не из-за их технического состояния, а из-за того, что они находятся в эксплуатации больше 30 или 40 лет", — отметил председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин.
Случаются и откровенные подлоги. В программы капремонта попадают аварийные и ветхие дома. Их жители ждут, когда придут маляры и слесари, вместо того, чтобы собирать вещи и переезжать в новые квартиры. За три года эксперты насчитали 10 тысяч многоэтажек, которые нужно сносить, а не ремонтировать.
"В случае если средств, собираемых с граждан, недостаточно, они должны были бы добавлять деньги из региональных бюджетов. Но поступают так порядка 30 регионов. Остальные, как страусы, зарыли головы в песок и думают, что само собой рассосется", — рассказала исполнительный директор Национального центра общественного контроля "ЖКХ Контроль".
Власти, конечно, сетуют: взносы на капремонт ничтожно малы. А в большинстве регионов жители должны платить в два раза больше той суммы, что видят в платежках сейчас. Вот только тут снова нестыковка. В Счетной палате заявляют: в последнее время ремонт в многоквартирных домах делают так, что энергоэффективность снижается.
Значит, мы платим больше за отопление и свет. А ведь именно эти деньги могли бы копиться на счетах фонда капремонта. И это еще вершина айсберга.
Капремонт для семьи Шевниных чуть не закончился трагедией. Хотя строителей в старом доме екатеринбургского Уралмаша долго ждали. Но только застучали по крышам молотки, как дом перекосило. Полы заскрипели, а с крыши посыпался вековой мусор. Чиновники даже не подумали, что на время ремонта жильцов стоит куда-то переселить.
"Если человек придет сейчас с работы, где он должен кушать, мыться, спать? Под открытым небом? Как они думали головой, что начали этот ремонт делать? Такого дома, который валится", — сетует местный житель.
Минстрой уже заявил: ценные указания в регионы даны. А в Госдуме предлагают наказывать чиновников, которые отвечают за фонды капремонта, — и так превратить нерадивых коммунальщиков в бережливых хозяев.