Version: 0.1.0

Экс-начальник МУРа рассказал, с кого писали характер Глеба Жеглова

Работу Станислава Говорухина забыть невозможно. Фильм заставил поверить каждого: с преступностью будет покончено.

"Вор должен сидеть в тюрьме! И людей не беспокоит, каким способом я его туда упрячу", - фраза, известная всем россиянам.

Глеб Жеглов на экране воплотил образец муромского сыщика. Он видит людей насквозь, к каждому знает подход. В ленте Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя" вернувшийся с войны Шарапов знакомится с героем Высоцкого, его иронией и его методами работы. Жеглов удивляет, Жеглов незауряден, он учился не по книгам, а разбирал живые дела в отделе бандитизма на Петровке, 38.

"Если бы я писал его характеристику, я сказал бы, что он был беспризорником, бродяжничал, воспитывался в детском доме, а потом взялся за ум и соответствующим образом пришел в милицию работать", - описывает Жеглова начальник МУРа в 1991-1994 годах Юрий Федосеев.

Юрий Федосеев был знаком лично, как считается, с прототипом Жеглова - Владимиром Чвановым - его вещи выставлены в музее МУРа. Хотя сам же утверждает, что братья Вайнеры, написавшие роман "Эра милосердия", по которому была поставлена картина, создали скорее собирательный образ.

"Владимир Федорович в 1945 году или в конце 1944-го пришел на работу в один из райотделов Москвы в качестве разведчика. Через год он стал оперуполномоченным этого райотдела, а после этого перешел в МУР. И вся судьба его была связана с МУРом. Поэтому он не мог быть прототипом. Он был еще зеленым. Но черты характера Вайнеры взяли", - говорит Федосеев.

Между прочим, и банды "Черная кошка" никогда не существовало. Но у вымысла - своя жизнь. Каким был бы Глеб Жеглов, если бы его не сыграл Высоцкий?

"Не было единства по поводу Высоцкого. Что Говорухину, безусловно, Высоцкий был нужнее других, и потому, что у них были отношения и он видел именно его", - говорит сын Владимира Высоцкого Никита Высоцкий.

Образы Жеглова и Шарапова настолько живые, что им поставили памятник у входа в здание столичной полиции. Кстати, на самой Петровке съемки фильма практически не проводились - лишь одна короткая сцена.

Здесь ворота, в которые входили герои. Проходим во двор, и перед нами изолятор временного содержания.

Кино - это искусство запечатленного времени. Тогдашняя Москва, Москва на экране - это город, в котором у закона свой бескомпромиссный язык и свои географические координаты. Здесь - Сельскохозяйственная улица - Жеглов и Шарапов поймали Кирпича и вывели из трамвая.

А отделение МУРа, куда привели задержанного, снималось уже на Садовой-Сухаревской. Старинный особняк, тогда это была музыкальная школа. Вот так одним кадром, одной монтажной склейкой герои перепрыгнули 7 километров.

Профессионалы признают: к ленте не может быть никаких претензий по части воссоздания работы уголовного розыска. Атмосфера тех лет, дух времени переданы на все сто.  

"Я это время немного еще ощущала на себе в силу возраста. И мне казалось, что я совершенно точно нашла, какой должна быть Надежда. Я придумала прическу. Я помню маму, помню этот костюмчик..." - говорит заслуженная артистка РСФСР Светлана Светличная.

Да, картина не удостоилась больших наград, но получила главную - признание зрителей.
 

Экс-начальник МУРа рассказал, с кого писали характер Глеба Жеглова