"Обнаженные" картины в Екатеринбурге заклеили по просьбе родителей
Российская и мировая классика внезапно приобрела новые формы на выставке в Екатеринбурге, борцы за нравственность потребовали прикрыть слишком откровенное, по их мнению, содержание картин. Под ценз попала даже булгаковская Маргарита, ее образ некоторые родители посчитали слишком откровенными для детей. При том, что роман изучают в школе, а экранизации находятся в открытом доступе.
Знойная рыжая женщина – мечта поэта, могла бы радовать глаз, но она почти вся под покрывалом, которым ее завесили организаторы выставки. Говорят, вынуждены были пойти на это в борьбе за нравственность.
"Поступали пожелания, просьбы от родителей, просто подошли, попросили, чтобы их прикрыть, и все", — рассказывает директор выставки Андрей Чайников.
Помимо рыжей Венеры не прошла тест на "обнаженку" булгаковская Маргарита. Все вызывающие недоумение места на ней тщательно залепили бумажками, отчего автор картины остался, мягко скажем, в недоумении.
"Общая культура… Это же везде, в любом музее, на экране везде присутствует, тем более, ничего выходящего за нормы я здесь не вижу. Мне кажется, просто глупость", — считает художник Вадим Туголуков.
Может, и глупость, но директор выставки знает, что она в соответствии с законом, классифицирована как мероприятие для всех возрастов. А значит, нужно подстраховаться.
"Есть люди, которые статую Рубенса не будут своему ребенку показывать. Или Микеланджело, фрески… Поэтому здесь такая вещь", — говорит директор выставки.
Рубенс, который на самом деле не скульптор, а живописец, Микеланджело, Да Винчи… Да сотни классических полотен висели бы, облепленные бумажками, если бы кто-нибудь взял на себя смелость привезти их на Урал.
Происшествие в Екатеринбурге оставляет большой простор для воображения и побуждает задавать массу неудобных вопросов. Ну, например: а какие критерии у желающих прикрыть всё якобы неприличное на картинах? Вот это ведь тоже – обнаженная натура. Из серии "Воображаемые портреты" Пикассо. Что с ней делать?
И тут уж сложно угадать, кто из великих собрал бы наибольший урожай стикеров. Очевидно, досталось бы всем. Даже вот этим невинным котам, которых показал нам Никас Сафронов.
"Кошки как люди, обнаженные тела, эти кошки и так лысые, я имею в виду египетские, сфинксы, и в них есть текст объяснения, почему они как женщины", — рассказывает художник.
Галеристы и искусствоведы удивлены таким поворотом событий. Каждый уже видит себя на месте екатеринбургских живописцев и просчитывает возможные последствия демонстрации, к примеру, Сальвадора Дали, у которой, кстати, возрастное ограничение 6+, публике детсадовского возраста.
Но пока что многие считают подобный запрет лишь рекламным ходом, направленным на то, чтобы привлечь внимание к малоизвестной выставке.
"Каждый раз, когда художник хочет нам сказать такое особое, у него возникает мысль обнажить. Есть "Маха" одетая, классическая картина, и есть такая же классическая картина "Маха обнаженная". Есть, в конце концов, микеланджеловский Давид", — отмечает искусствовед Сергей Заграевский.
Хотя с Давидом, кстати, уже была история, не где-нибудь, а в Петербурге. Туда как-то привезли копию знаменитой скульптуры, и одна посетительница была смущена ее откровенным содержанием. Написала жалобу уполномоченному по правам ребенка, после чего начался флешмоб: все желающие стали придумывать шедевру одежду. Получилось само по себе новое произведение искусства, практически акционизм на пустом месте. Не исключено, что и екатеринбургские художники пойдут по тому же пути. Придумают купальник Маргарите или оставят стикеры на полотнах, чтобы не преуменьшить, а наоборот, увеличить их стоимость.