Version: 0.1.0

Противоречивый символ: какой след в истории Москвы оставил Юрий Лужков

Пространство всей России сегодня внезапно всколыхнуло известие о смерти Юрия Лужкова - одного из самых ярких и заметных политиков новейшей истории. Он умер в клинике в немецком городе Мюнхен.

Государственный деятель, заслуженный строитель, химик, а также "почетный гражданин" как минимум семи городов СНГ. 18 лет он руководил российской столицей и  больше, конечно, запомнился как бывший мэр Москвы с собственным стилем и в работе, и в общении, и в облике. К примеру, головной убор мэра до сих пор не уступает в популярности ему самому. В то же время политическая карьера Лужкова не так однозначна.

Тех, кто был до него, "не сыскать днем с огнем". Зато в 1992-м, когда указом президента мэром назначили Юрия Михайловича, ни у кого язык не повернулся сказать "метр с кепкой". Одного взгляда было достаточно – вот это градоначальник.

Зюганов напомнил, что за 18 лет периода правления столицей Лужков "попал на лихие 90-е и последующие годы". При этом он активно поддерживал "народные инициативы и народные предприятия".

Лужков любил много и инициативно строить и понимал, что такое коммунальное хозяйство. По словам лидера КПРФ, он строил объездную кольцевую дорогу, которая в итоге разгрузила Москву от проходящего транспорта.

С Лужковым Москва пережила перестрелки 90-х и вымазанные икрой банкеты начала 2000-х. И пусть никого не обманывает его простоватый образ начальника цеха: из-под козырька на мир смотрели уверенные глаза политического гроссмейстера, сильнейшего управленца со стальными нервами, политика всея Руси. Одно но – Юрий Лужков никогда не переходил дорогу президенту. Как поддержал горячо Бориса Ельцина в 1991-м, так и следовал в фарватере президентского курса.

"То, что люди смогли здесь работать и зарабатывать и жить по-человечески, худо-бедно, - это Лужков", - считает бывший вице-премьер правительства РФ Сергей Степашин.

Сияющая Москва – лучшая реклама политику. "Лучший город Земли" – Юрий Лужков представлял Москву именно такой. В соответствии с его лужковскими вкусами столица должна быть богатой, ослепительно красивой и щедрой. Когда в госказне гулял ветер, в московском бюджете всегда находились деньги просителям – будь то грузины, которым построили школу, или осетины – им целый городок. И все говорили, что мэр Москвы – больше чем мэр. Политического тяжеловеса буквально рвали на части – то в провластный "Наш дом Россия", то в меру оппозиционное "Отечество". Но названия и политические векторы его волновали мало. Лужков всегда знал, что он сам по себе бренд.

За нелепые замки с башенками и гигантские памятники, проект "Москва-Сити" и увешанную с ног до головы рекламой столицу перестроечная пресса мэра нещадно бичевала и заваливала компроматом. Снимала три шкуры и откровенно издевалась за памятник, на котором Зураб Церетели изобразил градоначальника с теннисной ракеткой в руке и ногой на футбольном мяче. 

При всем своем покровительстве сомнительным олигархам, любви к придворным интригам и семейному бизнесу Юрий Лужков трижды оглушительно побеждал на выборах – 87, 70, 74%. То, что прощали ему, кажется, не простят ни одному мэру. 

Когда после отставки Юрий Михайлович заговорил об урожайности гречки на своих калининградских полях, удивились все. Неужели это тот же самый человек, который казнил и миловал, щедро раздавал рынки и контролировал банки? 

В фермеры и пчеловоды из политиков так органично не превращался никто, возможно потому, что свои главные амбиции он давно удовлетворил. Храм Христа Спасителя отстроил, наперекор всем критикам и памятник Петру воздвиг. Все это москвичам, ну и конечно же себе. Недаром оба новостроя соединяет Лужков мост.

Противоречивый символ: какой след в истории оставил Юрий Лужков