В исторический музей в Петергофе вернулись вещи Николая I
Спустя десятилетия в исторический музей в Петергофе вернули экспонаты и вещи императора Николая Первого. Они были утрачены в годы войны, некоторые проданы, некоторые исчезли. Кропотливые поиски по всему миру — и наконец удалось вернуть их в особняк, который сам император обустраивал как семейный очаг.
Дворец-коттедж был задуман Николаем I как домашний особняк. В модном тогда средневековом стиле. В отличие от парадных резиденций, он строился как семейная вилла. Оформление, убранство, меблировка — все по-домашнему.
Николай Первый говорил, именно во дворце-коттедже он хотел быть не императором, а мужем петергофской помещицы. Все предметы интерьера подбирал сам. Например, вот этот стол.
"Решение художественное очень простое. Лаконичное. Он предназначался не для пышных приемов. Все утверждалось Николаем Первым лично", — рассказала хранитель Фонда русской мебели Государственного музея-заповедника "Петергоф" Ольга Кислицына.
Накануне Великой Отечественной в Петергофе было более 3000 предметов мебели. В тыл вывезли 50. Остальное утрачено. Сейчас в экспозицию возвращаются те экспонаты, которые советская власть распродавала еще до войны.
"Не собиралось спонтанно. Собиралось системно. Решили воссоздать ансамбль Петергофа – разыскивается по всему миру, что возможно вернуть обратно", — отметил народный артист России, основатель фонда "Возрождение традиций" Сергей Ролдугин.
Фонд "Возрождение традиций" преподнес в дар коттеджу те предметы, которые точно отражают характер хозяина – Николая Первого. Его скромность в быту и утонченность. Этот стол сделан в мастерской Гамбса.
Мебель немецкого мастера была брендом, да настолько популярным, что становилась героем литературных произведений. Павел Кирсанов из тургеневских "Отцов и детей" сидел в гамбсовском кресле. Знаменитые "12 стульев" у Ильфа и Петрова были тоже сделаны в мастерской Гамбса.
В Государственном историческом музее благодаря меценатам появились эталонные образцы "стиля рюсс" — русского стиля. Популярного во всем мире на рубеже 19-20-го веков. Часы фабрики Кузнецова в виде терема. Ширма авторства Ивана Билибина. Это — иллюстрация к строкам Пушкина: "Царь Салтан сидит в палате. На престоле и в венце. С грустной думой на лице".
"Среди предметов, которые изображены на стенах, — посуда, предметы быта — мы легко опознаем сундуки, теремки, которые хранятся в нашем музее. Билибин работал здесь, чтобы освоить весь пласт культурного наследия", — рассказала хранитель Фонда русской мебели Государственного исторического музея Наталья Углева.
А это – образец итальянского барокко. По изяществу и сохранности аналоги в мире найти сложно. Венецианский стол для рукоделия 17-го века – настоящая домашняя мануфактура.
"Подобные столы часто дарились молодым девушкам, 12-летним девочкам, которые ткали пояса, ткали себе приданое, пояса в эпоху барокко носили в основном мужчины", — отметила хранитель Фонда западно-европейской мебели государственного исторического музея Юлия Кузьмина.
Каждый подарок меценатов подбирается годами. Строго индивидуально. Чтобы реликвия вписалась в атмосферу конкретного музея, конкретного дворца, отвечала эпохе.
"Как машина времени, потому что все расположено так же, отреставрировано так же, и все это говорит о том, о чем люди думали в то время. Это предметы, которые достойны выставляться лучших музеях мира", — сказал Сергей Ролдугин.
Благодаря фонду "Возвращение традиций" музеи Москвы и Петербурга, российских регионов постоянно пополняют свои коллекции раритетами, которые десятилетиями находились в частных собраниях.