"Современник" прощается с "железной леди" Галиной Волчек
Для нее "Современник" был домом, который она построила, а она для всех – учителем и родным человеком. Свои соболезнования выразил Владимир Путин. Каждый год в новогоднюю ночь Галина Борисовна и артисты встречались на Чистых прудах возле театра и поднимали бокалы за Новый год и новые спектакли. Через 4 дня это сделают снова. Без нее. Не чокаясь.
Свой последний и заочный поклон зрителям Галина Волчек словно срежиссировала рукой театрального гения. Новость о ее уходе пришла прямо "по ходу пьесы" и медленно распространялась – сначала шепотом по зрительному залу, а потом – цветами именно у ее портрета на групповом фото всей труппы.
Ее совершенно неслучайно называли "матерью театра "Современник". И символично, что первые цветы к ее портрету начали нести во время спектакля "Анархия", который ставил рокер Гарик Сукачев, а главную роль сыграл сын Олега Ефремова, человека, с которым она создавала этот театр.
Актеры были потрясены трагической новостью, так что на поклон не вышли. Все объяснил Сергей Гармаш.
"Я не верю, что все это случилось… Актеры просто не могут выйти к вам на поклоны. Умерла Галина Борисовна Волчек. Наш художественный руководитель, наш учитель, наша мама", - сказал Гармаш.
Ее называли "создатель своего стиля в русском психологическом театре". Точно обозначенное "творческое Я", уверенная позиция, с которой Волчек было невозможно сдвинуть. 7 лет назад решение худрука доверить спектакль в культовом театре рок-музыканту Сукачеву, да еще и пригласить актеров из "Ленкома" вызвало бурю обсуждений и пересудов. Но она точно знала: все получится. Несмотря на то, что спектакль про панк-трэш-группу, которая на сцене не только громко играет, но пьет и матерится.
"Это меня смущает, это было главное поле битвы, но они убеждают, что эти люди именно так и разговаривают. Всю жизнь рискую и всегда доверяла молодым режиссерам, без риска не интересно", - говорила Волчек.
Она действительно много рисковала и каждый раз "срывала банк". Сначала, когда пришла с молодыми товарищами по Школе-студии МХАТ Олегом Ефремовым и Олегом Табаковым, в "голые стены" создавать театр с броским именем "Современник".
"Я – от Олега Николаевича" – это пароль, открывавший тогда любые двери. Но Олег Николаевич Ефремов, несмотря на годы дружбы, в начале семидесятых ушел во МХАТ, захватив за собой актеров, пьесы и даже декорации. У "Современника" не осталось почти ничего, но была Галина Волчек. Которую труппа уговаривала возглавить с помощью громких криков.
"Приговорили. Я и плакала и отказывалась… ну значит. Я помню, как они кричал: "Галя, не бойся", - вспоминала Волчек.
Она стала главным режиссером театра в 39 лет, в эпоху брежневского застоя столь молодых начальников невозможно было представить. Как невозможно было предвидеть настоящее "театральное чудо" – Волчек вытащила "Современник" из глубокой ямы на вершину зрительской популярности.
"И она сделала всё, чему я не могу найти аналогов в последующей истории советского и русского театра. Она пригласила группу замечательных, теперь уже это не нужно доказывать, прекрасных артистов. Она позвала студентов, которые сегодня звезды нашего театра. Она позвала никому тогда не известных студентов Юру Богатырева, она позвала Костю Райкина, Марину Неелову, Стаса Садальского", - вспоминает режиссер Иосиф Райхельгауз.
Она строила свой "Современник" по кирпичику, дождалась после реставрации историческую сцену на Чистых прудах и уже тогда, кажется, задумалась о том, кто и что будет после нее.
Что будет с "Современником" теперь? Этим вопросом задались и зрители сразу после ее последнего спектакля.
И этот почти мистический театральный символизм прощания с родным театром сопровождал ее буквально до последнего вздоха. Галины Волчек не стало всего за несколько минут до того, как на сцене ее театра началась финальная сцена одного из самых рискованных спектаклей. "Анархия" с сыном Олега Ефремова в главной роли завершалась песней Фрэнка Синатры My Way со словами: "Я всегда шел своим путем, несмотря ни на что". И это точно о Галине Волчек.