Крупнейшая выставка Сальвадора Дали открылась в Москве
Балансировать на грани сумасшествия и гениальности и поразить весь мир своими шедеврами — такое удалось, пожалуй, только ему. Со всех афиш Москвы сегодня взирает Сальвадор Дали. Крупнейшая выставка художника открылась в столице.
Все, что вы хотели знать о Сальвадоре Дали, но боялись спросить, — без клише и купюр. Прыжок с разбега в самое ядро зыбкого сна, где все — не то, чем кажется на первый взгляд. За каждым поворотом темного лабиринта новые амплуа живописца: от импрессионизма через графику до атомного мистицизма.
"Каждый день Дали просыпался в пять утра, писал картины до полудня, потом сиеста, после которой он вновь принимался за работу. Это был очень трудолюбивый человек", — говорит председатель фонда "Гала Сальвадор Дали" Хорди Меркадер Миро.
Без малого все, что нажито непосильным трудом художника, из солнечной Испании в почти бесснежную Москву везли несколькими самолетами. Почетно, как и положено такому раскрученному бренду, как Дали. У нас в стране к этой странноватой и порой пугающей живописи душа особенно лежит.
"Я сам часто спрашиваю себя: почему русские так любят Дали? Казалось бы, непростой художник. Почему? Быть может, какая-то близость в ментальности русских и испанцев. Очень важна роль Галы. Для нас, русских, очень приятно, что женщина, оказавшая огромное влияние на жизнь, творчество, настроение Дали, была русской", — считает председатель правления культурно-исторического фонда "Связь времен", директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.
Дон Сальвадор из Фигераса, гений, эксцентрик, почти что рок-звезда. Его феноменальное и аномальное искусство в Москве. Между прочим, всего в паре километров от школы, куда ходила маленькая Лена Дьяконова, которая впоследствии станет известна всему миру как великолепная Гала.
Союз соратников и сообщников – сюрреалистичнее самых парадоксальных работ каталонца. Будто знаменитые стереоскопические картины Дали – это когда рассматриваешь две почти одинаковые работы через специальные очки – две судьбы, Галы и Сальвадора, сложились в причудливый узор, далекий от снов и аллюзий, наоборот, прагматичный и амбициозный. Гала разворачивает жизнь художника в сторону поп-культуры, где сама становится иконой.
Вдохновленный этой странной русской, экстравагантный господин с усами пробует себя в сценографии, рекламе, дизайне, анимации и, конечно, кино. Сам Хичкок доверил Дали оформление сцены ночного кошмара.
После экспериментов в Голливуде Дали вернется в Испанию, где станет вести жизнь грустную (с Галой они разъедутся), но столь же эксцентричную, как и прежде. Пикассо назовет вторым испанским художником, первым — самого себя. Скромностью не отличается и нынешняя московская ретроспектива — тут больше 180 работ, а смыслов и того больше, — в общем магия, да и только.