Version: 0.1.0

Спаситель Кракова: что известно о легендарном разведчике Ботяне

Старинный Ягеллонский замок недалеко от польского Кракова взорвали именно советские разведчики. Но этим спасли весь город. На этой неделе в Кракове должны были бы приспустить государственные флаги. В возрасте ста трех лет ушел из жизни человек, который спас этот город от разрушения, - легендарный советский разведчик Алексей Ботян. Наш обозреватель Алексей Лазуренко рассказывает об этом удивительном человеке.

"Родина у нас одна. Ее защищать надо любыми средствами. Если и погибнуть надо, значит, надо решаться на это", - говорит Ботян.

Он защитил. Выстоял. И победил в войне со временем. Алексей Николаевич Ботян. В своем последнем интервью хотел рассказать как можно больше. Легенда мировой разведки. 

"Гитлер дал команду уничтожить город Краков. Мы решили воспрепятствовать этому", - говорит Ботян.

Лексейка - для братьев по оружию. Партизан Алеша - для тех, кого спасал от фашистского гнета. Майор Вихрь - для нескольких поколений большой страны. О многих подвигах полковника Ботяна нам еще только предстоит узнать. Уже без него. 

Раз в день его слышит вся Польша. Сигнал точного времени с вершины Мариацкого костёла сейчас передают по радио. Голос горна - пульс страны. Он звучит уже шесть веков. Прервалась традиция лишь однажды, когда здесь появились нацисты. 

Место, откуда пошла государственность, колыбель культуры. Краков - это душа Польши, которая во всей красе дошла до наших дней. Хотя в самом конце Второй мировой у города не было шансов. Если бы не подвиг советского разведчика. Алексей Ботян помешал планам вермахта сравнять Краков с землей. 

Польша для Ботяна не была чужой. Деревня Чертовичи. Здесь до сих пор стоит отчий дом разведчика. Сейчас - Минская область. Но после советско-польской войны эти места отошли Варшаве. Поэтому, когда вермахт перешел границу, Ботян стоял в рядах польской армии. 

Когда польской армии не стало, Ботян вернулся в родные края. К тому моменту это был уже Советский Союз. 

"Ботян стал директором школы. Потом его, человека, родившегося в другом вражеском государстве, буквально через год-два взяли в Москву в школу НКВД", - говорит историк Александр Колпакиди.

Отдельная мотострелковая бригада особого назначения. Покрытая тайнами  и овеянная легендами. Ее готовили к уличным боям в Москве. Едва опасность отступила, 58 отрядов забросили в глубокий тыл противника. Вокруг хорошо подготовленных офицеров формировались партизанские отряды. В 43-м впервые звучит позывной Лексейка. 

"Нападения на штабы гитлеровцев. И вот во всех этих операциях и, конечно, ликвидации крупных чиновников нацистских, во всех этих операциях он же был прекрасный снайпер", - говорит историк органов безопасности Сергей Рац.

Самая крупная операция того времени - уничтожение немецкого комиссариата в городе Овруч. Под руководством Ботяна семья истопника пронесла несколько сотен килограммов взрывчатки в логово врага. 

"Были уничтожены геббельс-комиссар, начальник полиции, гестапо... Разнесло там все, человек около 80 там уничтожено было. Вот такой был первый результат", - говорит Ботян.

Дальше на боевом пути партизана Алеши лежала Польша. 

В истории городка Новы Сонч взрыв оказался самым громким событием. В конце войны на воздух взлетел Ягеллонский замок. Немцы использовали его в качестве склада взрывчатки. 

Руины Ягеллонского замка – это новострой. Башню и фрагмент стены восстановили уже после войны. Январский взрыв сорок пятого от крепости тринадцатого века камня на камне не оставил.

Позднее станет понятно: это - малая цена, которую пришлось заплатить за спасение Кракова. Группе Ботяна стало известно: взрывчатку из замка немцы собираются использовать для уничтожения древней польской столицы и мостов через реку Дунаец. Да и расположенная по соседству Рожновская плотина могла взлететь на воздух. Все это усложнило бы подход советских танков к Кракову. Тогда Ботян и решил действовать. Но даже в Новы Сонче о его подвиге узнали совсем недавно.

"Уже нет людей, которые бы помнили события тех лет, как всё происходило. Но около десяти лет назад появились новые документы, о которых мы раньше не знали. И эта история начала жить заново", - говорит председатель исторического общества в городе Новы Сонч Павел Теребка.

До этого она жила скорее в легендах. Пока на советские экраны не вышел “Майор “Вихрь”.
 
Это американских мальчишек воспитывали на вымышленных супергероях. В советском кино они были настоящими. Юлиан Семенов сначала создал из Максима Исаева Штирлица. Потом написал роман о тех, кто спас Краков. 

Мы нашли в предместьях города место, история которого легла в основу “Майора “Вихря”. Спасение этого моста через Дунаец выглядит как кульминация романа.

"Немцы заминировали этот мост и хотели его уничтожить, но местные партизаны нашли кабель, который шел к пусковому устройству, и обрезали его. Благодаря этому советская армия уже на танках через него перебралась", - говорит Теребка.

А польские партизаны это как раз он - Ботян. Человек, сумевший объединить разрозненные отряды, чтобы очистить от фашистов Илжу. Памятник в этом городе - пока единственный, на котором выбито имя советского героя.

"Для него сидеть на месте – очень тяжело. Его физиология очень тяжелая. Он человек очень энергичный от природы, физически сильный. Род деятельности его. Он диверсант был – взрывы готовил и так далее. О которых хотелось бы узнать. Но он молчал. Потому что все было засекречено", - говорит художник Александр Шилов.

Александр Шилов писал этот портрет Ботяна для музея Службы внешней разведки. Но даже тогда герой не раскрыл всех тайн. Биографы до сих пор могут только гадать, что он несколько лет делал в Чехословакии. По легенде – простой рабочий. О том, что глава семейства - разведчик, жена и дочь не узнали, пока не переехали в Москву.

"Чехословакия была нашим союзником. Зачем там нелегалы? А дело в том, что на случай войны, нападения НАТО... Он, кстати, работал там в местечке, где уран добывали. Я так полагаю, что в случае войны он должен был там что надо взорвать ну и организовывать там диверсионные группы", - говорит Колпакиди.

Пуля обходила Ботяна стороной. Но и высокие звания тоже. Его трижды представляли к золотой звезде героя. И каждый раз документы терялись. Только в 90-х награда наконец-то его нашла. 

"Для меня большая честь вручить звезду героя Алексею Николаевичу Ботяну. Ветерану ВОВ, офицеру военной разведки. Красивейший город Европы Краков был сохранен благодаря его личному мужеству", - говорит Путин.

Под сводами Кремля ему, возможно, впервые отказала выдержка. Разведчик перебирал бумаги, постоянно сбивался. Ведь именно теперь было так важно сказать, как больно за тех, с кем шел в одном строю к победе. 

"Мне неприятно говорить, что польское правительство ведет враждебную деятельность, которой они стараются перечеркнуть и переписать историю войны. Более 600 000 человек погибло в боях за освобождение Польши. И мне непонятна политика польского правительства во что бы то ни стало перечеркнуть историю, осквернить память наших воинов и осквернить историю", - говорит Ботян.

На 104-м году жизни закончен бой Алексея Николаевича Ботяна. Партизана Алеши. Лексейки. Спасшего древний и красивый город Краков. И еще полмира.

Спаситель Кракова: что известно о легендарном разведчике Ботяне