Легендарного разведчика Ботяна похоронили в Москве
Под залпы салюта и главную песню страны сегодня простились с человеком, имя которого давно уже вписано в историю. Воинские почести сегодня - для Алексея Николаевича Ботяна, легендарного разведчика, "майора Вихря", партизана Алёши и Героя России. Сама его биография кажется почти фантастической. Унтер-офицер польской армии становится сельским учителем, а затем настоящей легендой и спасителем городов. Ботян прожил больше века, и сегодня говорят, что каждый его поступок оставался ярким.
На простом деревянном кресте – табличка с датами рождения и смерти: 1917-2020. 103 года жизни Алексея Ботяна – это больше века истории не только одного разведчика-героя, но и всей страны. На Троекуровском кладбище Москвы прощались с человеком, для которого самая страшная война началась как Вторая мировая в сентябре 39-го в артиллерии польской армии, а закончилась 9 мая 45-го в службе нелегальной разведки советского НКВД.
"Дрался с врагом на самых тяжелых участках, много раз смотрел в глаза и каждый раз умел её обмануть. Он успел отметить 75-летие освобождения спасённого им от нацистов Кракова", - говорит директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин.
Самый главный его подвиг, воспетый в кино, – взрыв Ягеллонского замка, где нацисты хранили боеприпасы, свезённые со всей Польши для подрыва Кракова при отступлении. Ботян с завербованным офицером вермахта подорвали все… планы врага. Но вот нюанс: пришедшие на похороны историки спецслужб вспоминают: в совершенстве владевший польским языком и основами минно-подрывного дела разведчик Ботян был заброшен в Польшу совсем с другим заданием.
"В Кракове его основная задача была, и он сам неоднократно говорил, что это физическая ликвидация палача, генерал-губернатора Ганса Франка. Он этой задачей занимался с помощью создания агентурной сети, вышли на сотрудников охраны, там был один чех, он служил в вермахте, но он был чех. Алексей Николаевич установил с ним контакт, все было готово", - говорит историк спецслужб Андрей Ведяев.
«Краковскому палачу» Гансу Франку удалось сбежать, но Ботян получил ценные сведения о минировании зданий, что потом позволило спасти древний и красивый польский город, до сих пор пленяющий миллионы туристов своей красотой.
Прощание с человеком, практически всю сознательную жизнь отдавшему службе в разведке, имеет понятные отличия от обычных траурных церемоний. Дальше вот этого шлагбаума журналистов на Троекуровском кладбище не пускают, потому что проститься с Алексеем Николаевичем пришли его товарищи, сослуживцы и коллеги, многие из которых до сих пор работают под грифом «Секретно».
Те же, кому статус уже позволяет говорить с прессой, вспоминают: после войны Ботян выполнял новые задания, о которых нам ещё предстоит узнать. Коллега, работавший с ним на одном этаже, о главном подвиге Ботяна узнал только лет через 30. Вот что значило – незаметный герой.
"Мы сидели тогда на Лубянке, управление С. Ходил скромный, совершенно очень скромный, небольшого росточка, подтянутый Алексей Николаевич. Единственное, наверное, что мы тогда о нём знали, то, что он прошел войну в диверсионном подразделении. Судоплатовское, будем так говорить", - говорит ветеран разведки Алексей Ивашин.
Но точно известно о том, что в 1967 году, после того, как КГБ возглавил Юрий Андропов, было решено возродить отряды спецназа ведомства. Кому, как не опытнейшему диверсанту-подрывнику Ботяну учить молодых? Легендарное спецподразделение «Вымпел» отправлялось на задания после тренировок под его руководством.
"Это человек. Человечище, наверное. Алексей Николаевич, он преданный солдат, как он всегда говорил: «Я солдат своего Отечества». Это величайший сын нашего Отечества. Это разведчик специального значения с большой буквы. И, конечно, он остается навечно в наших сердцах. И когда мы с ним прощались, практически 10 февраля, в день его рождения, когда ему исполнилось 103 года, мы ему сказали, что надо быть вместе на День Победы в 75 лет Великой Отечественной войны, он задумался, потом сказал, что я буду. Вот. И знаете, он есть, он никуда не ушел от нас. Он с нами будет и на День Победы и после этой победы", - говорит президент Ассоциации бойцов группы «Вымпел» Валерий Попов.
Похоронили Алексея Николаевича Ботяна в символичном месте – на участке с памятником героям Великой Отечественной. Последние в этот день воинские почести – залпы салюта из карабинов под музыку государственного гимна.
А в конце мимо могилы Алексея Ботяна торжественным маршем прошла рота почётного караула, и тоже символично, под мелодию «Шёл солдат…».