Version: 0.1.0

В России вспоминают подвиг десантников 6-й роты

Сегодня в России вспоминают подвиг десантников 6-й роты. Они несколько дней держали высоту против двухтысячной армии боевиков. Из 90 человек выжили только шестеро. Но боевикам они не дали прорваться. Это были не суперсолдаты, прошедшие специальную подготовку. А простые парни, многим из которых едва исполнилось 19. И все они стояли до последнего, оружия не бросил никто. О героях, о которых должен знать каждый - Валентин Трушнин.

Из родственников погибших бойцов 6-й роты можно составить свою роту: в строю - матери, вдовы, дети десантников. Вот уже двадцать лет они собираются ежегодно в конце февраля. Последний день зимы и первый день весны – дату боя на высоте 776 легко запомнить.  И вот еще цифры: почти двое суток 90 десантников сдерживали натиск двух с половиной тысяч боевиков, вырывавшихся из окружения. 84 героя погибли. 

"Не только у меня, наверное, у каждой мамы сейчас на сердце лежит камень. Говорят, время лечит. Мы просто эту боль запихиваем в какой-то уголочек сердечка. Но когда оно оттуда выходит, становится очень больно", - признается мать Героя России Романа Соколова Татьяна.

Боевики вырывались из окружения в районе села Улус-Керт. Двигались в сторону Дагестана. Там они планировали захватить заложников и таким образом вынудить вести с ними переговоры. Сплошной линии фронта не было, тогда все части были в движении. 6-я рота получила приказ занять высоту 776, и даже не успев окопаться на ней, столкнулась с противником. 

"Пацан один остался живой, он говорит, командира вызвал боевик, давай без боя, говорит. Вы нас не трогаете, мы вас не трогаем, пропускаете. А командир говорит, нет, и понеслось", - вспоминает отец Героя России Николая Амбетова Камит Амбетов.

Сыну Камита Амбетова Николаю, той зимой исполнилось 19 лет. В его бронежилете позже насчитали несколько вмятин, но несколько пуль попали чуть ниже пластины.    

"Он погиб первого марта, но нам телеграмма пришла, как сейчас помню – 7 марта. Пришла телеграмма, что погиб брат. 20 лет мама плакала. Если брат был бы живой, я думаю, и мама была бы живая", - говорит сестра Николая Роза Амбетова.

У командира первого взвода 6-й роты Андрея Панова незадолго до этой трагедии родилась дочь. Он должен был вскоре отправиться в отпуск. Но в начале боя получил ранение и почти сутки вел бой, истекая кровью. Утром был ранен повторно. Отца Ирина Панова знает лишь по фотографиям и рассказам матери.

"Так как я его не знаю, хотелось узнать о нем все. Кем он был, где учился, как они познакомились. Места, в которых они с мамой гуляли", - отмечает дочь Героя России Ирина Панова.

Среди боевиков Хаттаба был отряд опытных арабских наемников. В первую очередь их снайперы целились в командиров, поэтому многие офицеры погибли в начале боя. Но рота все равно держалась.    

"Ведь в этой роте больше половины были солдаты срочной службы, которым не было и 20 лет. Но они стояли насмерть. Не отступили ни на шаг", - говорит отец Дениса Трегубова Александр.

Картину боя удалось восстановить позже, когда высоту отбили. Погибшие десантники лежали в крови, вокруг - горы стреляных гильз, в руках у многих зажато оружие. 20-летний Роман Ердяков, когда кончились патроны, бросился на боевиков с саперной лопаткой. С ней его и нашли.  

"Не убежал, не струсил, а вот именно когда закончилось все, у него была саперная лопатка в руках. Защищая свою жизнь, защищая мальчишек, которых уже не вернуть, он сражался врукопашную", - отмечает знакомая Романа Ердякова Ольга Боброва.

Утром 1 марта, понимая, что удержать высоту невозможно, десантники вызвали на себя огонь артиллерии. Выжить в том бою смогли шесть человек. Они покинули высоту по приказу последнего, на тот момент живого офицера – лейтенанта Дмитрия Кожемякина. Он приказал старшему сержанту Супонинскому прорываться к своим и рассказать, как погибла рота. Сержант приказ выполнил. Это его интервью в госпитале сразу после боя.   

"Пацаны, у кого даже последние патроны были, они в них выпускали, но никто не уходил. Не сбегал, ничего, оружие никто не бросал до конца", - говорил Александр Супонинский.

Казалось бы, сутки сдерживать элитные отряды Басаева и Хаттаба, превосходящие десантников по численности больше чем в 20 раз, способны только сверхопытные бойцы. А на кадрах двадцатилетней давности – обычные мальчишки. Для многих из них этот бой стал первым. И последним.

В России вспоминают подвиг десантников 6-й роты