Трагедия в "Зимней вишне": начались слушания по делу о взятке
"Не знаю", "не помню" и "в детали не вдавалась" - это самые распространенные ответы, которые сегодня звучат в суде города Кемерово. Там начался процесс по делу чиновников и строителей, оформивших разрешение на эксплуатацию торгового центра "Зимняя вишня".
По версии следствия, строители уговорили, а Госстройнадзор и его руководитель Танзиля Комкова пошли на встречу за семь миллионов, признав годной бывшую фабрику, перестроенную под ТЦ. Хотя нарушений было много, и они сыграли свою роковую роль во время кошмарного пожара, унесшего 60 жизней, 37 из которых детские.
На скамье подсудимых четверо, все с озадаченными лицами. Одни внимательно рассматривают слушателей, другие погружены в чтение. В руках у бывшей главы инспекции Госстройнадзора Танзили Комковой целая папка документов, которую она еще раз решила пролистать перед началом заседания. На вопросы журналистов не отвечает - занята.
К слушанию все четверо готовились основательно. За столом для защитников нет пустых мест, и адвокаты, судя по виду, настроены оптимистично. Улыбаются, несмотря на всю тяжесть обвинений их подзащитных. А они существенны. По версии следствия, именно Комкова за взятку подписала документы, согласно которым торговый центр "Зимняя вишня" соответствует всем нормам.
Начальник инспекции Госстройнадзора Кемеровской области получила взятку в особо крупном размере от застройщика Вячеслава Вишневского при посредничестве Ефимкина В.А за незаконную бездеятельность в пользу ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат".
Семь миллионов рублей - за такую сумму на нарушения при реконструкции закрыли глаза. А после о сделке быстро забыли. Сразу после трагедии Танзиля Комкова уверяла, что никаких разрешений не подписывала.
Возможно, тогда чиновница запуталась в бумагах, которые подписывала, а утверждать и разрешать ей, судя по всему, приходилось часто. Вот список квартир, которые принадлежат Комковой, по словам женщины, одна часть недвижимости нажита непосильным трудом, другая - досталась в наследство от бабушки. Разговор об имуществе тогда ей не понравился, тему она решила резко сменить и посоветовала искать виновных в МЧС. Якобы там не нашли нарушений, а её ведомство принимало проект по всем нормам.
"Если бы инспекция приняла без пожаротушения, они имеют право даже оштрафовать инспекцию и остановить полностью весь комплекс торговый. Если они этого не сделали и работал пять лет комплекс, значит, все было сделано в соответствии с проектом", - говорила Комкова.
Обвиняла тогда Комкова и бывшего заместителя мэра Кемерова по вопросам городского развития Андрея Калинина. Но тот, отвечая на неудобные вопросы, использовал любимый метод чиновницы - переложил ответственность на других.
"Инспекция Госстройназдора - она по итогу выдает заключение о соответствии объекта капитального строительства, технических регламентов и проектной документации", - сказал экс-замглавы Кемерово по вопросам городского развития.
Судя по материалам дела, строительство как раз велось без разрешения и с отступлением от проектной документации, но ведомство Комковой, наоборот, составило акт о работах, выполненных со всеми требованиями. Бывшая глава Госстройнадзора области документ завизировала. В итоге из-за самовольной реконструкции в здании не работала система пожаротушения, а выходы для экстренной эвакуации были заблокированы.
Именно это, по словам экспертов, и стало одной из причин такого большого числа жертв во время пожара. 60 человек, большинство – дети. Они просто не могли выбраться из торгового центра из-за нарушений в планировке.