Поношенная брендовая одежда вместо эко-переработки пошла на продажу
Сегодня вскрылась схема, с помощью которой производители одежды зарабатывают миллионы на тех, кто искренне борется за чистоту планеты. Сетевые бренды обещают отправить изношенные вещи на переработку в обмен на скидки. Но где на самом деле оказываются тонны одежды, которые принимают в магазинах? Надежда Алешкина провела расследование и выяснила, как вместо переработки получаются дополнительные заработки.
Сотни мешков, тонны одежды, в фирменных пакетах известного массмаркет бренда - одежда, которую собрали ради спасения экологии. На кадрах – тайная жизнь вещей, отданных на переработку и утилизацию. На складе в Лыткарино их называют "оригинал" и продают прямо в фирменных пакетах.
Видео с покупкой несортированных вещей бренда НM сняла блогер Елена Володина. Сдавала вещи в разных магазинах, путь пакетов отслеживала с помощью GPS-трекера. Сложными маршрутами, через несколько перевалочных пунктов всё приехало на склад в Лыткарино. Его очень любят владельцы секонд-хендов.
"Если кто-то это купит для секонд-хенда, то это все пойдет на свалку, этого не выставят на продажу", - говорит блогер Елена Володина.
А вот как эту акцию видим мы, покупатели. Во многих вещевых магазинах установлены контейнеры, куда можно сдать ненужные вещи: приятно помочь окружающей среде да ещё и получить за это бонус.
"Вы приносите неограниченное количество пакетов, и мы за это вам даем купоны. Это купончик, там скидка 15 процентов на одну вещь", - говорит продавец.
Предложение настолько заманчивое, что в России теперь собирают рекордное количество ненужных вещей. Это делают многие бренды. HM, к примеру, заявляет, что отправляет одежду на сортировку, там есть 3 категории: то, что может быть продано в секонд-хенд, переработано для вторичного использования либо утилизировано.
"Я находила объявления в Интернете, датированные 2016 годом, с такими же формулировками. Это не история, которая появилась сейчас, она давно появилась", - говорит Елена Володина.
По сути, схема должна обеспечивать цепочку переработки, но в России схема рвётся уже на первом этапе. Одежду обещают направить на ресайклинг в Германию, но дальше Лыткарино вещи не уходят.
На одной и той же территории делают надгробия, напротив - шиномонтаж, а здесь - самое главное. Одежда, которую вы сдаете на утилизацию. Вот она мода в поддержку окружающей среды.
К нашему приезду на склад продажа пакетов известного бренда уже была приостановлена. Но нам предлагают купить другие вещи, говорят, что из Европы, расчет по курсу евро. Информацию о новых поступлениях публикуют на сайте.
По словам водителя, который привез 10 тонн европейских вещей, загружался он в Белоруссии.
- Это брендовые вещи?
– Какие брендовые! Это вещи бэушные уже! Вы носить их уже не будете.
Оплата строго наличными или онлайн перевод, но, по словам генерального директора склада Артура Котляровского, они и налоги платят, и вообще с документами у них всё в порядке.
Человек положил в контейнер свои вещи, чтобы их переработали, потом они попадают сюда, и здесь их покупают снова, чтобы потом выбросить. Потому что колготки никто не будет носить.
- Вы думали, что кто-то покупает вещи, чтобы выбросить? - спрашивает Котляровский.
На самом деле так и есть. Обычно покупатель получает закрытый пакет, выбирает пару сносных вещей, которые сможет перепродать, остальное будет на помойке. Вот и Котляровский не хочет показывать, где и как происходит сортировка одежды. Якобы это коммерческая тайна. Как только на склад приезжает полиция, сотрудники и управляющий персонал закрываются изнутри…
Только через час руководство компании соглашается выйти. В особенностях бизнеса теперь разбирается полиция. Мы выяснили, что Котляровскому принадлежит компания под названием "Астекс". Род её деятельности в открытых источниках не указан. Едем по юридическому адресу. Там обычный жилой дом.
Чтобы прояснить связь лыткаринского склада и известного бренда, мы отправили официальные запросы. И бренд, и компания-сортировщик подтвердили, что официально работали с лыткаринским складом, и он должен был заниматься предварительной сортировкой. Но, говорят, российские покупатели сдают так много вещей, что контролировать этот объём они оказались не в силах. Звучит это, впрочем, как отговорка. Система переработки одними перевалочными складами не ограничивается.
"Система переработки одежды очень дорогая. Любая рубашка в среднем живет 3 года. И чтобы переработать эту рубашку, необходимо потратить 2000 литров воды. Поэтому переработка – это очень дорого. Сделать из старой вещи новую – дорого", - говорит маркетолог Эдуард Фарран.
"Говорится, что эта эко-одежда будет повторно перерабатываться, с ней что-то будет происходить, но по факту ничего не происходит. Ее отвозят либо на склады, либо в секонд-хенды. У нас даже секонд-хенды с этой эко-благотворительностью даже расслабляются, не закупают одежду у населения, как это раньше было, они закупают на складах и продают уже за деньги", - говорит маркетолог Антон Вуйма.
Чтобы не терять клиентов, которые также обеспокоены загрязнением окружающей среды, гиганты рынка придумывают новые эко-стратегии. Контейнеры сегодня можно найти во многих магазинах. Не исключено, что часть ритейлеров действительно перерабатывает вещи. Тем не менее, учитывая объемы производимой одежды, а это около 150 млрд метров ткани каждый год, из которой реализуется только половина, сложно предположить, что все-таки больше волнует производителей – экология или падение продаж.
Мы провели собственное расследование и выяснили, как недобросовестные ритейлеры наживаются на желании людей сделать мир чище. Смотрите в это воскресенье в 23:00 в программе "Добров в эфире".