Как компании зарабатывают на "добрых делах" во время атаки Covid-19
Воскресенье закончилось, и началась Страстная неделя. Великий понедельник, во время которого вспоминают евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
Но нет, у нас сейчас делают много добрых дел. Правда, надо отличать. Есть те, кто делает добрые дела, спасающие жизнь людей. Те, кто помогает старикам переносить тяготы изоляции. Те, кто продолжает работать, чтобы жизнь не остановилась. Те, кто развлекает и просвещает сидящих на изоляции граждан, чтобы они не упали духом. Но, оказывается, на добрых делах можно еще и крупно заработать. Правда, эти добрые дела выглядят очень и очень сомнительно. Как компании используют общее стремление к взаимопомощи и солидарности для того, чтобы поправить свое финансовое положение, - в расследовании нашего специального корреспондента Семена Еремина.
"Квартирники" - с трансляцией в "Инстаграме". "Домашние концерты" - на личных страницах в соцсетях.
В благодарность - только лайки. Для "Мумий Тролля" время непростое: все-таки коллектив мощного живого звука. А пока - каждый из своей мини-студии, но все же они вместе.
"И жить, и творить нам теперь во времена короны, во времена посткороны, об этом уже, наверное, было сказано. Наступят времена почище", - говорит Илья Лагутенко.
Хорошему артисту сложно без зала. Что такое "раскачать" стадион, Лена Катина из группы "Тату" хорошо знает.
"Онлайн, конечно, тяжелее, потому что нет аудитории. Соответственно, ты не получаешь реакцию живую здесь и сейчас", - говорит она.
И деньги совсем другие. Заработки остались только в соцсетях. Но о гонорарах и вовсе не думали участники флешмоба "Жить. Творить. Любить". Певцы, актеры, писатели под общим хештегом #сидимдома помогали стране привыкнуть к новой реальности.
"Не выходите из дома. Берегите себя и близких" - это необходимо, но самоизоляция искажает ощущение хода времени. Вот сейчас выходной, вечер, погода хорошая, а город пустой. У кинотеатров вместо афиш призывы соблюдать особый режим. Показов нет. В клубах, ресторанах, барах тоже тишина. Но это не значит, что индустрия развлечений переживает коллапс. Скорее - трансформацию. Вот Малый театр - двери тоже закрыты. Но буквально пару кликов - и вот прямая трансляция лермонтовского "Маскарада".
В свободном доступе сейчас - записи уникальных спектаклей. И развлечение, и просвещение тех, кто на изоляции. Но за громкими словами о "солидарности" порой скрываются бизнес-стратегии.
"Ребята, я сейчас смотрю концерт певицы Елки в приложении "Окко". Смотрите, какой кайф", - говорит Нюша.
Певица Нюша, кто не узнал. И это хайп. На коронавирусе. Рекламные кампании по продвижению стриминговых платформ стартовали, когда весь бизнес буквально замер. Онлайн-маркетологи поняли: люди, сидящие дома, огромная аудитория. И огромные деньги.
"Рост достаточно большой, по моим ощущениям, где-то процентов на 30, на 40, наверное, все выросло", - говорит бывший директор по маркетингу онлайн-кинотеатра Михаил Ждамиров.
Михаил Ждамиров - эксперт по стриминг-проектам. Раскручивал онлайн-кинотеатр IVI, который недавно провел марафон "Все будет хорошо". Еще из примеров - концерты онлайн-сервиса "Яндекс.Афиша" - Дима Билан, Ума Турман, на стрим-платформе "Премьер" выступали Елена Темникова и IOWA, МТС транслировал выступления Вячеслава Бутусова, в планах - Чиж & Co.
В "Окко" сделали серьезную ставку на этот контент под идеальным слоганом "СидимДома", вот концерт "Би-2".
Это уже не домашняя трансляция. И не самоизоляция: на площадке работает целая команда. И далеко не альтруизм. Музыкантам хорошо заплатили. В каком-то смысле из нашего кармана. "Окко" принадлежит "Рамблер групп", контрольный пакет акций которой у крупного государственного банка. Солидный гонорар подтверждает директор группы.
Посмотреть можно и сейчас, в записи. В описании опять же реверанс в сторону самоизоляции: "коллектив подарил поклонникам возможность попасть на концерт бесплатно". Действительно, сами "Би-2" билеты не продавали. Но точно понимают, что участвуют в долгосрочной и не совсем честной бизнес-схеме.
Кликаем посмотреть. Выясняется: после подписки. Любым удобным способом: через соцсети, например. Но еще проще - прямо из банковского приложения. Генерируется QR-код, и вуаля, все готово.
Так зрителя вовлекают в пробный период. Кто-то привыкает и потом платит осознанно. Но большинство забывает про якобы бесплатную подписку, к которой уже привязана банковская карта.
"Сначала с меня списали рубль, после того как я подключила "оптимум". В этот день я действительно все проверила, там была одна подписка. А в итоге вчера с меня списали еще 299 рублей за другую совершенно подписку", - говорит Полина из Новосибирска.
Главное - это масштаб охвата случайной аудитории, которая позже все-таки начинает платить.
"От 20 до 30 процентов - это считается хороший показатель", - говорит Михаил Ждамиров.
В той же аннотации к записи концерта указана цифра - 2,5 миллиона просмотров. Если речь идет о вновь привлеченных пользователях, минимальные 20% выхода в полноценную подписку - это полмиллиона аккаунтов. Сумма списания - 199 рублей. Итого примерный потенциальный доход от концерта может приближаться к 100 миллионам рублей.
Плюс деньги спонсоров, которые охотно идут в такие трансляции, уточняет Табриз Шахиди, организатор "звездных проектов". Казалось бы, кризис, но селебрити нарасхват. Онлайн готов щедро им платить. И некоторые артисты охотно соглашаются.
"Такой же контракт, такой же гонорар, такой же райдер. Бюджеты схожие. Я вам больше скажу: могли бы и дороже продаваться на подобные концерты. Потому что а) у них есть спонсор всегда у таких трансляций, б) этот спонсор на два месяца минимум получает онлайн-поддержку", - говорит Табриз Шахиди.
Оправдаются ли затраты на онлайн-концерты - большой вопрос. При этом общая стратегия продуманной не выглядит. Холдинг, в который стриминговая платформа "ОККО" входит вместе с двумя известными сетями кинотеатров, погряз в долгах перед производителями фильмов. Как, впрочем, и некоторые их конкуренты - тот же "Киномакс. По нашим данным, не оплачены еще новогодние релизы таких фильмов, как "Холоп" студии Yellow, Black & White.
Не заплатили киносети и "Арт пикчерз студио", "Арт пикчерз групп", кинокомпании "Водород", которые выпустили кассовые хиты "Лед-2" и "Вторжение". Последний собрал в прокате 961 миллион рублей.
"На данный момент мы ждем от нескольких киносетей выплаты задолженности по двум нашим крупным проектам - фильмам "Вторжение" и "Лед-2", - причем ситуация с возмещением средств по первому из этих релизов довольно критическая", - говорит Федор Бондарчук.
А еще "Иван-царевич и серый волк - 4" студии "Мельница". Соучредитель компании, известный продюсер Сергей Сельянов говорит, что найти общий язык с прокатчиками не удается.
Не выполнены обязательства прокатчиков и перед производителями картины "Союз спасения". Правда, диалог идет. И создатели ленты надеются, что в итоге ситуация будет улажена.
"Мы являемся теми, кто производил фильм на заемные средства по понятным причинам: фильм очень дорогой. Там была и государственная поддержка, и мы должны эти средства заемные вернуть, понятно, что это создает определенные проблемы", - говорит генеральный директор компании "Дирекция кино" Анатолий Максимов.
Совокупный долг перед студиями, по некоторым данным, доходит до двух миллиардов рублей. Масштабный саботаж целой отрасли, который поставил российское кинопроизводство на грань выживания. И спасать индустрию, похоже, придется за счет госбюджета.
"В киноиндустрии происходит катастрофа, в киноиндустрии происходит беда. Если государство не окажет поддержки, будет нечего показывать, российские производители погибнут. Если "Окко" задолжало производителям до эпидемии коронавируса, "Окко" обязано расплатиться", - говорит Давид Шнейдеров.
И главное: картины выходили в прокат еще до развития ситуации с коронавирусом. А ведь должники апеллируют именно к этой проблеме.
"Вопросы выплат решаются с прокатными компаниями в рабочем порядке. Еще месяц назад мы уведомили всех партнеров о нашей позиции по приоритезации выплат с учетом сложившейся для индустрии ситуации".
А в приоритете, судя по всему, концерты, сомнительные и с точки зрения чистоты бизнеса, и вообще с позиции общей этики. Вне того самого "приоритета" - интересы деловых партнеров и выполнение взятых на себя обязательств. В итоге кинопроизводители вынуждены обращаться за помощью в правительство и просить господдержки.
Пока одни играют по правилам и терпят убытки, другие несмотря ни на что извлекают прибыль.
"У меня знакомые открыли агентство коронавирусного маркетинга. И запостили это в пиар-сообщество. И даже там сказали: а чего это вы хайпите на крови? Блин, сами, пиарщики, не вдуплили, что это тренд!" - говорит эксперт по рекламе Роман Масленников.
На волне нового тренда и авторы дизайнерских масок, и продавцы элитных апартаментов. Вот хит группы "Крем-сода" пересняли на злобу дня.
Застройщик обыграл актуальную тему самоизоляции, а заодно предложил купить свои квартиры. Тот же слоган "сидим дома" вовсю используют организаторы онлайн-концертов. И если одни выступления - личная инициатива, по сути волонтерство, то другие - просто бизнес.