Горняки шахты "Заречная" стали заложниками войны олигарха Босова
Новый скандал разгорается на кузбасской шахте Заречная. Следователи прямо сейчас проводят выемку документов. Горняки там ждут, когда им выплатят зарплату - почти 80 миллионов рублей. Сейчас они отказались спускаться под землю. А виной всему - война двух олигархов.
Печи не дымят, под землёй нет шахтёров. Шахты Алексиевская и Заречная на грани закрытия, а сотрудникам платят от случая к случаю. Из-за экономического обвала горняки были вынуждены спускаться под землю бесплатно. Наконец им это надоело, работа остановилась.
Шахтёры были вынуждены создать новый профсоюз – старый был связан с руководством. Полиция проводит выемки документов, потому что долги по зарплате растут. А в это время среди директоров идёт война за власть. Совет директоров, по словам сотрудников, менялся не меньше пяти раз. И всё равно становилось только хуже.
"Разными они обосновывали вот эти причины задержки. То низкая стоимость угля, то какие-то внутренние конфликты. Какие-то экономические игры каких-то сил вышестоящих", - говорит представитель профсоюза Кирилл Сидоров.
У Заречной шахты проблемы начались ещё в 2013 году, к 2017-му она объявила себя банкротом. Тогда долги выкупила новосибирская компания "Торгово-промышленный союз". Судя по этому пресс-релизу, фирма в тот момент работала в интересах "Восток-Угля", который входит в активы миллиардера из списка Forbes – Дмитрия Босова и его правой руки – Александра Исаева, они владели акциями поровну. Но пару недель назад Исаева уволили.
"А. Исаев снят со всех занимаемых должностей в компаниях группы «Сибантрацит» и «ВостокУголь». Отношения к деятельности компаний он не имеет. Причина расторжения с ним всех взаимоотношений и увольнения – вопиющие злоупотребления и хищения на вверенных ему участках работ, распространение недостоверной информации о нашей деятельности", - сказано в сообщении на сайтах компаний Босова.
Босов старался откреститься от Заречной с самого начала – "ВостокУголь" даже выпустил пресс-релиз, в котором уточнил, что не покупал эту шахту. Зато на том же сайте Заречную назвали частью некоей структуры Исаев–Сазонов–Баранов. Вот только эксперты считают, все трое не могли сделать ничего без одобрения главного бенефициара – Босова. А его отход в сторону и последующая атака на партнёра, с которым он делит почти все свои проекты, – якобы не что иное как попытка рейдерского захвата второй половины акций.
"Исаев был не согласен с той политикой, которую в последнее время стал проводить его компаньон Босов. Действия Босова как в той поговорке: кто первее – тот правее. И у того и у другого есть компрометирующие материалы. Теперь каждый из них будет выбрасывать вот эти компрометирующие материалы", - говорит адвокат Московской коллегии адвокатов Евгений Черноусов.
Пока бизнесмены выясняли отношения – никто не думал о шахтёрах. Заречная и Алексиевская – градообразующие предприятия. Если они закроются, работу потеряют тридцать тысяч человек – сначала горняки, а следом и все, кто их обслуживал: магазины, кафе и другой малый бизнес.
"Главная цель – сконцентрировать капитал в своих руках. А не платить, если при этом ещё можно сэкономить, как они это называют – повышение эффективности? Если при этом ещё можно сэкономить, чтобы вообще ничего не платить, а только брать – так это идеальная модель!" - говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Горняки превратились в экономистов – пока следили за перепродажами компании, в которой проработали по 20 лет. Но всё равно вынуждены наблюдать, как всё рушится, со стороны.
"Либо они до миллиарда опустят стоимость этого лота, либо они раздербанят: отдельно шахта, отдельно фабрика. Скорее всего, второй этап будет. То есть фабрику заберут, а шахту законсервируют", - считает машинист дизелевоза Сергей Змазник.
Впрочем, под угрозой и другие проекты. Война Исаева и Босова может закончиться разорением нескольких шахт и портов на Севере, в Приморье и в Кузбассе. И хотя местные власти обещают переобучить всех потерявших работу горняков – но уже понятно, что с таким количеством безработных справиться будет очень сложно.