Миллиардеры XX века оплатили будущий крах мировой экономики
Просто, удобно, быстро — три главных критерия современных технологий. Но вот парадокс: чем более совершенными становятся вещи, тем меньше они нам служат. Почему так быстро выходят из строя новейшие телевизоры, блендеры, микроволновки, стиральные машины, холодильники, ноутбуки? Почему ремонт оказывается дороже, чем новая покупка? Возможно, производители вещей просто водят нас за нос и это заговор всемирного масштаба? Как мы расплачиваемся за потребительский рай?
Валерия и подумать не могла, что ее мобильный телефон в один момент выйдет из строя. Но этот момент наступил и аппарат пришлось нести в ремонт.
Мастер определил поломку, которая весьма распространена среди обладателей мобильных устройств — повреждение соединительных контактов.
В отличие от старых телефонов, в новых навороченных мобильных больше функций, а значит, выше вероятность, что какая-то схема быстрее выйдет из строя.
У Карена также все началось с телефона. Денег на новый мобильный не было, зато было сильное желание выглядеть модным и успешным. Кредит в одном банке, кредит в другом. В скором времени Карен понял: почти весь его заработок уходит на то, чтобы выплачивать проценты кредиторам.
Зарабатывая на жизнь частным извозом, Карен понял, что не только мобильники, но и автомобили ломаются как-то слишком быстро.
Мастера автосервисов подтверждают, что работы с машинами много всегда. "Какие-то автомобили ломаются больше, какие-то автомобили ломаются меньше, но все автомобили ломаются", — рассказал мастер слесарного цеха Павел Жидков.
По его словам, сейчас автовладельцам приходится хуже, потому что производители автозапчастей отлично зарабатывают на износе деталей.
Сравнения старого с новым не выдерживают не только автомобили. Холодильник "ЗИЛ Москва" в советские времена был мечтой любой хозяйки. Причем не только из-за цены, сколько из-за надежности камеры. До сих пор многие хозяйки не спешат расстаться с советской моделью, которая верно служила им на протяжении многих лет.
Недавно интерес к самому популярному советскому холодильнику первого поколения вспыхнул с новой силой. В газетах стали появляться объявления: "Куплю "Зил Москва" дорого!"
И это неудивительно, первый советский холодильник "ЗИЛ" был отмечен государственным знаком качества.
На этом фоне разительный контраст представляют выпускаемые сейчас товары народного потребления.
Однако, несмотря на знания о качестве, люди стремятся идти в ногу со временем и приобретают новомодные вещи. И это происходит не без помощи рекламистов и маркетологов. Даже догадываясь о хитростях и ловушках маркетинга, мы все равно идем в магазины, чтобы тратить снова и снова.
Продавцы в магазинах с красивыми товарами одурманивают покупателей новыми словами, заимствованными из техпаспортов и непонятных обывателю. Пиксели, тачскрин и другие параметры и определения технических новинок уже стали привычными благодаря рекламным уловкам.
Техника манипуляций покупателями среди торговцев отработана и, как правило, сбоев не дает. Сегодня лучшим становится не тот, кто произвел качественный товар, а тот, кто удачнее провел маркетинговую кампанию.
Мы работаем настойчиво и напряженно, чтобы позволить купить себе все больше и больше. Но, больше зарабатывая, мы и больше тратим — парадокс.
Все дело в продвигаемой со времен Великой депрессии в США стратегии, которая с успехом работает и сегодня.
Тогда производственники решили, что для стимуляции спроса нужно ограничить срок годности товара, и тогда люди продолжат покупать и тратить деньги.
Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза — с 4,8 млрд долларов в 1960 году до 20 млрд в 2000 году.
Однако эти траты, которые совершает потребитель, приносят радость не только бизнесменам, которые наживаются на покупателях, но и ему самому.
Как утверждает Фромм, не находя радости в работе, человек пытается восполнить свой дискомфорт самым простым путем — начинает приобретать все больше товаров и в этом находит удовольствие и утешение. Самооценка человека зависит от того, сможет ли он удачно продать себя, чтобы купить любимый товар и ощутить свободу. Свободу потребителя.
При этом обыватель вряд ли задумывается о глобальных процессах мировой экономики, на которые он непосредственно влияет. На бытовом уровне все гораздо проще: больше покупаем, больше платим, а значит, нужно больше работать.
Превратить человека в живой механизм, работающий более-менее исправно и тратящий больше, чем он зарабатывает. Вот система, над созданием которой трудились лучшие умы человечества в течение долгих лет в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Здесь же получил должность профессора Эрих Фромм. Работу лучших ученых мира оплачивали Карнеги, Форд, Морган и Рокфеллер. И финансовая поддержка великих умов дала свои плоды. Культурная революция 60-х годов, ставшая одним из переломных моментов в жизни человечества, возникла как раз по плану выходцев Новой школы. И прологом этой революции стал искусственно созданный "потребительский бум".
В 1954 году американский дизайнер и стилист Брукс Стивенс сделал сенсационное для маркетологов открытие: чтобы покупатель всегда покупал, нужно постоянно обновлять дизайн продвигаемой модели. Теория Стивена Брукса уже давно вошла в учебные программы в школах инженерии и дизайна. Будущих специалистов учат разрабатывать изысканный хлам с коротким сроком годности.
К каким последствиям приводит придуманное в Америке запланированное устаревание? Чтобы производить все новые и новые товары, требуется больше ресурсов, а они вовсе не безграничны. Да и старые товары уже просто некуда девать.
Часть отходов утилизации не подлежит — к примеру, литиевые батарейки, которые содержат различные металлы и химикаты. При разрушении корпуса батарейки они попадают в природную среду. И это только один вид мусора, не подлежащего полной утилизации. Однако чем быстрее развиваются технологии, тем больше становится товаров, которые быстро выходят из строя, а переработать их дешево и безопасно просто невозможно.
Но, невзирая на все предупреждения специалистов, человечество продолжает гонку за призраком счастья, которое якобы приносит обладание новыми вещами. Нам расхваливают товары "с пожизненной гарантией", но это время жизни товара, а не владельца.
Даже полная утилизация отходов не решит проблему. Единственное, что может нас спасти — это ограничение потребления, чтобы оставить будущим поколениям не захламленную новомодными вещами, а здоровую планету.