Version: 0.1.0

"Клятва бюрократа": кто понесет наказание за мизерные выплаты медикам?

Наглость, говорят, второе счастье. Заместитель главврача районной больницы в селе Шушенское республики Хакасия пришел затыкать рот фельдшерам, которые посмели пожаловаться нашей съемочной группе на невыплаты коронавирусных надбавок.

Медики бунтуют по всей стране. В выражениях не стесняются.

Где обещанные надбавки за  опасную работу в условиях пандемии? В зарплатных ведомостях Минздрава Хакасии сплошная казуистика.

В Ангарске платят только за контакт с подтвержденным инфицированным. Беспардонно высчитывают часы и минуты, в которые медсестра могла заразиться, не оплачивая остальных. Но ведь, забирая больного с температурой, скорая не знает, COVID-19 у того или нет. Да и между собой сотрудники больниц не выясняют, чья работа опаснее.

Не медик - надбавки не проси. На Урале водителей "скорой" поставили на одну доску с теми, кто доставляет пиццу. Мужики сутками крутятся по опасным вызовам. Но лишняя копейка им не положена, потому что формально устроены на работу не в больнице, а в сторонней транспортной компании.

У фельдшеров этой новосибирской подстанции  условия работы – одни на всех. А получают по - разному.

"Один, допустим получил, на 1,5 ставки, то есть это не на ставку, 47 с небольшим, а другой даже меньше 30-ти за одинаковое фактически отработанное время. Как это происходит? То есть мы не понимаем", - говорит фельдшер центральной подстанции скорой помощи города Новосибирска Сергей Комлев.

"Клятву бюрократа" дали не только в Сибири. В Московской области - тоже неразбериха. Скорые, бывает, тратят целую ночь на одного больного. Катаются между больницами. Мест нет. А бригада, у которой в карете, возможно, смертельно больной, вынуждена стирать одноразовые костюмы защиты.

Смехотворную надбавку в 100 рублей за месяц получили в Перми, и Соликамске, в Ульяновске и Владимире. Гроши вместо обещанных из Москвы солидных премий. Полная аритмия - у половины регионов страны.

Скандалом запахло в начале недели. В понедельник за медицинскую бухгалтерию взялся лично президент. 

"По имеющимся у меня данным, по состоянию на 9 мая, указанные выплаты осуществлены только в 56 субъектах страны, а получили их, что называется, на руки 56 тысяч человек. А это меньше половины из числа тех медработников, кому начислены такие выплаты", - заявил Владимир Путин.

Хотя о надбавках  медперсоналу за особые условия труда и повышенную нагрузку президент объявил еще  8 апреля. Для врачей, которые непосредственно работают с пациентами с коронавирусом, предусмотрена доплата 80 тысяч рублей в месяц. Для среднего медперсонала - 50. Для младшего - 25. Надбавка врачам "скорой" - 50 тысяч рублей в месяц. Фельдшерам, медсестрам и водителям - 25 тысяч.

Однако стремительных начислений не произошло.  И уже в пятницу, во время открытия стационаров, построенных военными, гражданским ответственным лицам пришлось несладко.

"Я вот в связи с этими выплатами хочу сказать, и вам хочу сказать, и всем остальным коллегам. Ведь я назвал конкретные цифры этих выплат. Для врачей, для среднего медперсонала, для всего медперсонала. Для экипажа скорой помощи, и так далее. Конкретные цифры за работу с коронавирусными больными, не за время - там 5-10 минут и 2 часа. А за факт работы! Нет, развели вокруг этого канитель бюрократическую. Считать там чего-то начали, часы какие-то. Я что поручил часы считать? Нет. Надеюсь, что вот за сегодняшний день, если где-то еще не сделано, будет все сделано окончательно просто", - подчеркнул российский лидер.
 
Как решают проблемы с выплатами, Путин спросил каждого губернатора, который был на связи. 

Глава Санкт-Петербурга сообщил, что все средства медикам города выплачены. И рассказал, как будут разбирать спорные случаи.

"Мы создали межведомственную комиссию. Если будут какие-то вопросы или какие-то недопонимания, я уверен, что комиссия справится со всеми вопросами", - отметил Александр Беглов.

"Есть замечательная фраза "хотите завалить дело - создайте комиссию". Но пускай комиссия работает и выявляет все случаи, каких-то нестандартных ситуаций, но хочу обратить ваше внимание и всех коллег, руководителей регионов - это ваша личная ответственность", - заявил Путин.

В прямом эфире в присутствии президента открыли 16 многофункциональных медцентров, которые построили специалисты Минобороны.

"А всего за два месяца, как и планировалось, честно говоря, даже не верилось первоначально, но тем не менее, это произошло", - отметил глава РФ.

Все центры оборудованы. Хватает лекарств и специалистов. Но не везде есть руководители. Один пробел президент исправил непосредственно во время прямой связи с Калининградской областью.

Один из центров всего за 57 суток возвели недалеко от Северной столицы.

"Конечно, это не стационарный госпиталь, но это лучше, чем палатки или, как мы видели в Италии или в других городах, практически люди на матрацах", - сказа глава Санкт-Петербурга Беглов.

"Вы сослались на некоторый опыт других стран. Прошу и вас, и других коллег не ссылаться на то, что происходило в других странах. Они столкнулись  с этой проблемой первыми, и им было сложнее. Давайте сделаем так, чтобы с учетом их опыта у нас все было достойно", - ответил Путин.

Решение локальных проблем - в зоне ответственности каждого главы региона. Именно поэтому губернатор Петербурга лично проверил временный госпиталь на территории "Ленэкспо".  Поводом стали жалобы пациентов. Александр Беглов пообщался и с ними, и с медиками.  

"Были первое время нарекания на питание. Хочу сказать, что сейчас питание отличное, и я не слышал ни одной жалобы по поводу питания. Есть вопросы по поводу нехватки воды питьевой. Но вот сейчас мы эту ситуацию поправим", - отметил губернатор. 

Только так. По-другому кризисное управление не работает. Там, где нет внимания региональной власти, начинается  бюрократическая канитель. Та самая, что привела к скандалу с невыплатами надбавок медикам.

Откуда же взялось это иезуитское – выплаты только за часы и минуты с инфицированным пациентом? Мы выяснили: причина кроется в распоряжении правительства РФ от 12 апреля за номером 976-Р "О межбюджетных трансфертах и стимулирующих выплатах". Внутри – ссылка на постановление 484. Вот в нем и появляется дьявольская формулировка "за фактически отработанное время". Она же возникает еще в ряде распоряжений -  1258 и 1251. И лишь 15 мая выходит новый документ 1274-Р, повелевающий исключить вышеуказанное спорное выражение.

Но ранее, на основе первоначальных формулировок, министр здравоохранения Мурашко подписал "разъясняющее письмо", которое направили во все регионы. Слова "о фактическом времени" в  циркуляре имеются. В минувшую среду, выступая в Госдуме, пришлось опровергать самого себя. 

Так или иначе, но на стимулирующее выплаты была выделена гигантская сумма – почти 50 миллиардов рублей. До медиков дошли копейки, в прямом смысле слова. Бюрократическая машина сработала ровно так, как ее настроили. 

С началом эпидемии губернаторы,  все как один, отчитались наверх визитами с авоськами к пенсионерам и дежурством в коронавирусных колл-центрах. Слова благодарности в адрес медиков были конечно, важны. Вот только спасибо-то в карман не положишь. Едва речь зашла о материальной помощи, вопрос денежного довольствия врачей погряз в чиновничьей волоките и крючкотворстве.

Без скандала всероссийского масштаба, скорее всего, ситуация не изменилась бы. Жалобы поступали сотнями. Но главам регионов было не до того. Вот чем они были заняты на неделе – до того, как получили нагоняй. 

Так, губернатор Подмосковья  Воробьев, пока областные фельдшеры пахали по 12 часов, провел совещание по масочно-перчаточному режиму и особо напомнил водителям автобусов про средства защиты. Также Андрей Юрьевич проконтролировал продажу масок и посетил перепрофилированный под инфекционную больницу торговый комплекс. Ни одного заседания по выплатам медикам – по крайней мере, на официальном сайте правительства Московской области не значилось.

В Хакасии, где медики тоже взбунтовались, в разделе исполнения поручений президента в сфере здравоохранения на официальном сайте последние данные за прошлый год. В новостной ленте - ряд заседаний. Про врачей – ни слова.

Во Владимирской области на заседаниях обсуждали лесные пожары и коронавирус. Частично запретили охоту и выделили 3,5 миллиона на закупку масок. В списке поручений губернатора про медиков ничего нет.

А ведь в том же Владимире врачи готовы кричать от отчаяния! Надбавка как насмешка. 163 рубля в месяц за работу с коронавирусом. Такие суммы оказались  в расчетных листках всех фельдшеров  скорой помощи. 

"То есть, находились мы на вызове 20 минут, за 20 минут нам и заплатят. Там выходило в районе по одному постановлению 1 рубль 9 копеек, по другому постановлению 2 рубля 44 копейки за минуту", - рассказала фельдшер "скорой" Василиса Коновалова.

До поры до времени роковая  фраза "за фактически отработанное время" региональным руководителям казалась не столь существенной. Но когда пришло время держать ответ, скорости принятия решений можно было только позавидовать. В Калужской области полетела голова главврача больницы, где медикам начислили надбавку в 27 рублей. Местные власти спохватились и власть употребили.

"Конечно, сейчас будут ссылаться и на распоряжение Минздрава, и на то, что они неправильно, не так поняли комментарии правительства и поручения президента. Широчайшие полномочия для глав регионов по борьбе с коронавирусом  даны для того, чтобы в каждом конкретном случае ситуация рассматривалась исходя из местных обстоятельств", - говорит политолог Александр Асафов.

Но сезон охоты на главврачей уже открыт. Стоило медикам в Армавире пожаловаться на невыплаты, как в кабинет руководства больницы настойчиво постучали силовики. Уже днем голова главврача закономерно лежала на "коронавирусной плахе". Не то, чтобы больничное начальство сплошь состояло из рыцарей без страха и упрека - на себе не экономят, подчиненным- случается,  хамят. Но, начисляя надбавки, просто четко следовали инструкции. 

Теперь расплатиться придется сполна. Абсолютно всем. И на то есть новое постановление. Там "фактически отработанное время" уже не значится.

"Клятва бюрократа": кто понесет наказание за мизерные выплаты медикам?