Ростехнадзор много раз предписывал заменить резервуары в Норильске
Сегодня выяснилось, что Ростехнадзор указывал на плохое состояние тех самых цистерн в Норильске все последние 4 года. Цена невыполненного ремонта теперь видна даже из космоса.
Ликвидация последствий ЧП
Полярный день для спасателей – большая удача. Они могут работать круглосуточно. Мы добрались на место локализации разлива солярки в полночь и застали здесь вторую смену. Сотрудники МЧС готовят все новые боны, чтобы перегородить реку.
Вот так выглядит так называемое боновое заграждение. Его устанавливают в воду, чтобы остановить движение нефтяного пятна, а затем его локализовать. Ставят каскадами. Ближайший к нам – в излучине реки, следующий – через несколько сотен метров.
Работают с помощью специального прибора – скиммера. Он собирает только верхний сантиметровый слой воды, на котором как раз и держится пленка.
"Так как нефтяное пятно легче воды, оно плавает наверху. И собирается сверху. Все равно подразумевается, что какое-то количество воды будет", - говорит спасатель Александр.
Река очищается
С воздуха видно, что река Амбарная начинает постепенно возвращать свой природный синий цвет, хотя в заводях постоянно встречаются масляные пятна. А вот притоки – все еще ярко-красные, насквозь пропитанные соляркой. Но сотрудники НТЭК – компании, у которой и произошла утечка, сомнительно оптимистичны.
"Мы сейчас здесь собираем. И дальше пойдем к истокам. И завтра сюда прибывают резервуары 250-кубовые. И в них уже будет закачиваться все остальное. Я вам хочу сказать, что мы это сделаем за 5 дней", - говорит заместитель гендиректора НТЭК Игорь Коробкин.
Такие прогнозы выглядят странно, учитывая, что солярку ещё надо будет отсюда вывезти. Сейчас это делают тяжелые вездеходы "Витязь". Один такой может принять до тридцати тонн груза. Учитывая, что в воде не меньше 10 тысяч тонн солярки, ему нужно сделать 300 ходок как минимум. А ведь в бочках будет еще и вода. Чтобы сюда добраться по земле, у нас ушло около семи часов. На менее проходимой технике – как, например, у спасателя Эдгара – путь вообще превращается в мучения.
Нарушения находили давно
Помимо спасателей и сотрудников компании, которую обвиняют в загрязнении, здесь работает прокуратура и следователи. Претензий все больше. Мы нашли результаты проверки Ростехнадзором компании НТЭК от 2017 года. Там указано, что нарушаются нормы труда, к сварочным работам на особо опасных объектах допущен неаттестованный персонал. И отдельно – про ТЭЦ-3: на резервуарах с нефтепродуктами № 2, 3, 4 допускается эксплуатация дыхательных и предохранительных клапанов, год ввода в эксплуатацию которых – 1979-й, срок службы превышает допустимый на 20 лет. Упоминается и другое устаревшее оборудование. То есть предупреждения были еще три года назад. Проверки проходили и позже. И всегда находились нарушения. Компания платила штрафы, но ничего не менялось.
Экологические проблемы продолжают множиться. Пока солярку не собрали, гибнет уникальная экосистема. А гусеничные вездеходы уничтожают почву. Учитывая, что в тундре природный слой – всего 10 сантиметров, а потом вечная мерзлота – получается, что вездеходы уничтожают под собой все живое. Можно было бы использовать болотоходы, на одном из таких приехали мы, но это дорого. И, вероятно, не устраивает компанию НТЭК, которая сейчас устраняет последствия аварии на собственном производстве.