Где могут отдохнуть россияне этим летом
Большие изменения произойдут в туристической отрасли: с 1 июля отправиться на полноценный отдых можно будет в 70 регионов, открываются гостиницы и пляжи. Но лучше всего попробовать открыть для себя неизвестную Россию, где есть дикие звери, а природа до сих пор не тронута человеком. Ни в одном, даже самом пятизвездочном отеле Турции вы такого никогда не увидите. "Медвежья рыбалка" на Камчатке - это когда не дрессированные, а абсолютно дикие животные выхватывают из озера рыбу всего в десятке метров от вас, они так получают пищу, а вы - удовольствие.
Посткоронавирусный туристический сезон открывает перед нами Россию. Да-да, причем особый упор можно и нужно сделать на экотуризм. Это когда не "вверх животом" на пляжном лежаке, а ногами по заповедным тропам. Цифры, с одной стороны, завораживающие, а с другой - неприятно удивляющие: Россия занимает первое место в мире по размеру особо охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки покрывают 14 процентов всей территории нашей страны, но вот за всю историю эти уникальные места посетило всего 12 процентов россиян.
"Если будем развивать внутренний туризм и экономика задвигается, и возможности для отдыха людей резко увеличатся, не надо гадать, пустят тебя за границу в ту или иную страну, летают ли туда самолеты, это вилами по воде писано", - говорит специальный представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
Пока доминиканские лобстеры в тумане, воронежские бобры вполне осязаемы. На них, конечно же, не охотятся, за ними наблюдают и отдыхают душой. На берегу реки Усманки в биосферном заповеднике работает целый "бобронариум", и здесь достижим дзен выходного дня: всего шесть часов от Москвы на машине, палатка, свежий воздух. Подойдет для бюджета, ослабленного вирусным кризисом.
"Люди приезжают серьезные из города, в своих думах, делах, а потом смотришь: уже идут и улыбаются", - рассказал начальник отдела познавательных программ воронежского биосферного заповедника Владислав Олейников.
Впрочем, конечно же, развитие отечественного экотуризма тормозят несколько традиционных российских проблем. Инфраструктура и сервис - первые, что приходят на ум.
"Основная проблема: не всегда хватает гостиниц, нет сервиса надлежащего, есть вопросы не нарушать экологическую обстановку. Зачастую это удаленные уголки, необходимы аэропорты, сейчас эта программа обсуждается", - пояснил советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин.
А если уголки удаленные, то и, как правило, добраться туда бывает финансово тяжело. Чтобы увидеть труднодоступный заповедник, мало авиабилетов до ближайшего к нему города, нужен и спецтранспорт.
"Спецавтомобили с высокой проходимостью различных участков, вертолеты, всё это, безусловно, накладывает отпечаток на стоимость", - отметил директор ассоциации "Турпомощь" Александр Осауленко.
Да и экологи предупреждают: выводить туристов на горные тропы и лесные массивы надо строго дозированно, чтобы не разрушить биоценоз заповедников - тесную взаимосвязь всех его обитателей.
"Это как стена, выложенная из кирпича. Один вынул, и вся стена рушится. Так же и тут. А давайте ловить интересную рыбку, а потом и она исчезнет, и другие виды, как домино, за ней посыплются", - рассказал эколог Андрей Фролов.
Но вот директор Кроноцкого заповедника, того самого, с фантастически красивой "Долиной гейзеров" на Камчатке, напоминает: парк уже дважды закрывали из-за плохой посещаемости. Поток посетителей очень важен, ведь доходы от экотуризма планируют направлять как раз на развитие заповедных зон.