Экотуризм: как оригинально отдохнуть в России
Этот июль будет теплым по всей стране, а на российских курортах, как рассказали сегодня в Гидрометцентре, уже сейчас установилась самая комфортная погода. Черноморское побережье Крыма, предгорья Кавказа, Байкал, Азовское море... Уже завтра они ждут отдыхающих. Туристический сезон можно считать официально открытым.
Ни в одном, даже самом пятизвёздочном отеле Турции, вы такого никогда не увидите. "Медвежья рыбалка" на Камчатке - это когда не дрессированные, а абсолютно дикие топтыгины выхватывают из озера рыбу всего в десятке метров от вас, они так получают пищу, а вы – удовольствие.
Посткоронавирусный туристический сезон открывает перед нами… Россию. Да-да, причём особый упор можно и нужно сделать на экотуризме. Это когда не "вверх животом" на пляжном лежаке, а ногами по заповедным тропам. Цифры, с одной стороны, завораживающие, а с другой - неприятно удивляющие: Россия занимает первое место в мире по размеру особо охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки покрывают 14 процентов всей территории нашей страны, но вот за всю историю эти уникальные места посетило всего 12 процентов россиян.
Между тем сами деятели турбизнеса бьют тревогу: страховые компании на фоне поствирусного кризиса не рискуют заключать договоры с туркомпаниями. Так что если кто разорится, то останется без выплат, а туристы рискуют "зависнуть" где-нибудь с испорченным отпуском. Но страхи касаются именно "выездного туризма", то есть поездок за границу, с "внутренним туризмом" ситуация более оптимистичная.
"Если минимальные гарантии финансового обеспечения выездного туризма составляют 10 миллионов рублей, то во внутреннем, равно как и во въездном туризме это всего 500 тысяч рублей. Страхование внутреннего туризма, по сути, и не прекращалось", - говорит директор Ассоциации "Турпомощь" Александр Осауленко.
Пока доминиканские лобстеры - в тумане, воронежские бобры – вполне осязаемы. На них, конечно же, не охотятся, за ними наблюдают и отдыхают душой. На берегу реки Усманки в биосферном заповеднике работает целый "бобронариум", и здесь достижим "дзен выходного дня": всего 6 часов от Москвы на машине, палатка, свежий воздух. Подойдёт для бюджета, ослабленного вирусным кризисом.
"Люди приезжают серьёзные из города в своих думах, делах, а потом смотришь – уже идут и улыбаются", - говорит начальник отдела познавательных программ Воронежского биосферного заповедника Владислав Олейников.
Впрочем, конечно же, развитие отечественного экотуризма тормозят несколько традиционных российских проблем. Инфраструктура и сервис – первые, что приходят на ум.
"Основная проблема – не всегда хватает гостиниц, нет сервиса надлежащего, есть вопросы не нарушать экологическую обстановку", - говорит советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин.
Но вот директор Кроноцкого заповедника, того самого, с фантастически красивой "Долиной гейзеров" на Камчатке, напоминает: парк уже дважды закрывали из-за плохой посещаемости. Поток посетителей очень важен, ведь доходы от экотуризма планируют направлять как раз на развитие заповедных зон.
"Инфраструктурные объекты, которые создаются для приёма туристов, они должны оказывать минимальное воздействие на природные комплексы. Экологический туризм – это, в первую очередь, про сохранение, про общение, про познание природы", - говорит директор Кроноцкого природного биосферного заповедника Пётр Шпиленок.
Озеро Эльтон в Волгоградской области называют "российским Мёртвым морем" - здешние соли и лечебная грязь ничуть не уступают по целебным свойствам израильским аналогам. Добраться же куда легче, быстрее и дешевле. Бонусом – мечта любого фотографа - очень красивые закаты. А вот российский экотуризм ждёт рассвета – и с господдержкой, и нашей помощью вполне может дождаться.