Version: 0.1.0

Сын намалюет: Под Кировом не оценили драгоценные шедевры живописцев

О бесценном кладе - подобные ему находят раз в столетие. И действительно - он пролежал ровно сто лет в одном из подвалов в Кировской области. Примерная стоимость - десятки и даже сотни миллионов долларов. Его привезли в Вятскую губернию на телегах в годы гражданской войны. Может быть, тогда никто не думал, что за подлинники картин Кандинского, Родченко и Фешина на аукционах будут просить баснословные суммы. Некоторые и сейчас не верят.

"Первоначально эти фигуры воспринимались очень по-разному, если посмотреть даже вот так, то тут тоже что-то изображено. Аналогично. И только сейчас, когда мы видели, что это голова, руки, туловище, - всем стало предельно все понятно", - говорит директор Яранского краеведческого музея Галина Винокурова.

Как ее повесить и с какой стороны лицезреть. Не картины, а ребус для сотрудников Яранского краеведческого музея. Когда в 2007-м смотрители музея впервые увидели эти полотна, решили спрятать до лучших времен. Прозрение пришло с приездом высокой комиссии, она и расшифровала, что это чудо-юдо, например, работа известной во всем мире авангардистки Варвары Бубновой.

"Боже мой, а у них Фешин, Боже мой, а у них Кандинский. Конечно, я педагог по образованию. Но в искусстве я не сильна, поэтому фамилии были известны, но о многом не говорили. Потому, глядя на эти работы, я не восторгаюсь", - говорит Галина Винокурова.

Здесь, в небольшом провинциальном городке, до сих пор с трудом пытаются осознать, что среди самоваров, монет и старорусских костюмов 100 лет хранили и сохранили шедевры мирового искусства. Кандинского, Фешина, Родченко. Стоимость первого доходит до полусотни миллионов долларов, Родченко - полмиллиона долларов минимум, Фешина - десятки тысяч долларов. Но посетителям музея такое и даром не надо. 

"У меня сыну 6 лет, он так же намалюет", - говорит посетительница.

Нахождение такого богатства в Кировской области для ценителей искусства было похоже на выдумку. Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов впервые отправился сюда в 2017 году с большим скепсисом. На этих фото видно, как столичный эксперт удивлен, увидев в полуподвальном помещении подлинники Кандинского. 

Оказалось, что всего таких уникальных работ было больше 3 сотен. Картины привез из столицы аж в 1921 году Евгений Медведев, уроженец станицы Кукарка (она же город Советск). Медведев работал в Отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения. В 20-х годах он отправился в родные края, чтобы просвещать земляков. Шедевры вёз на телеге.

В Вятской губернии был холод, голод и брюшной тиф. Но это не смутило просветителей. В самый разгар уборки урожая в город Советск приезжает выставка – местные жители бросают плуг и бегут смотреть. Посетило ее немало – 2 тысячи человек, то есть почти все. 

"В 20-е годы в городе Советске, слободе Кукарка, жили очень интеллигентные, образованные люди, которые хорошо знали искусство, и они поставили целью передвижные выставки. И благодаря таланту этих людей, даже не в Вятке, а в этой глубинке, слободе Кукарке, где жили 2 тысячи человек", - говорит директор Вятского художественного музея, кандидат искусствоведческих наук Анна Шакина.

После телега просвещения переезжает в уже известный Яранск, но ближе к зиме случается бездорожье, пути засыпает снегом, обоз застревает навсегда… И на ближайший век местоположение картин определяет погода, а еще то, что советская власть теряет интерес к пропаганде авангарда. Так бы оно и было до сих пор, но директор вятского областного музея, Анна Шакина, вздумала писать диссертацию на тему художественной жизни Вятской губернии. Именно она убедила приехать московского эксперта Сарабьянова. Теперь они вместе воссоздают ту самую экспозицию 1921 года, которую совсем скоро покажут в Екатеринбурге. А значит, телега просвещения продолжает путь.

Сын намалюет: Под Кировом не оценили драгоценные шедевры живописцев