Жилье или жизнь: защитит ли одиноких пенсионеров госфонд квартир
По данным "Известий", в России может быть создан специальный государственный фонд квартир одиноких пенсионеров. По замыслу авторов идеи, эта структура должна защитить стариков, которые соглашаются на схемы, позволяющие получить пожизненное содержание в обмен на завещание жилья. Этот бизнес в нашей стране процветает, хотя практически полностью находится в серой зоне. Более того, в борьбе за ценные квадратные метры именно старики все чаще становятся главной мишенью для разного рода преступников. Вопрос только в одном: поможет ли создание госфонда стопроцентно защитить одиноких пожилых людей.
Последние семь лет Леонид Моисеенко воевал за свое жилье. В 60 резко ухудшилось здоровье. Уход предложила бывшая жена. В обмен на квартиру - после смерти мужчины она должна была остаться сыну. Но дарственную попросили написать сразу. Обещая, что на улицу не выгонят. Как только бумагу оформили, даже намека на заботу не осталось.
"Ты уже зависишь от тех, кто тебе предоставляет жилье или какие-то условия для проживания. Принуждают жить так, как тебе неудобно. Через полтора года началось потихоньку, они начали меня выживать. Через три года конкретно прозвучало: все, давай съезжай", - рассказывает пенсионер.
Леонид Моисеенко не сдавался, подавал иски в суд. И выиграл. Хотя родственники успели разместить объявление о продаже квартиры в Интернете.
Квартирный вопрос превращает в лютых врагов даже родных людей. Не говоря уже о "черных риелторах", готовых на все, чтобы избавиться от владельца квадратных метров сразу после подписания договора ренты. В Союзе потребителей России придумали: спасти этот рынок от криминала поможет государственный фонд. Одинокие пенсионеры, по задумке, будут передавать туда свое жилье. А взамен получать гарантированные выплаты.
"Сумма эта будет определяться исходя из стоимости их жилья рыночной и ожидаемого возраста дожития, который страховые компании прекрасно умеют считать. По нашим оценкам, это могло бы быть от 25 до 50 тысяч", - говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелиш.
А те, кто претендует на квартиру, будут платить в госфонд взносы. И когда накопится достаточная сумма, получат жилье из ассортимента, предоставленного пенсионерами. Идея в том, объясняют авторы инициативы, что стороны такого договора при посредничестве государства знакомы не будут. И повлиять друг на друга не смогут. Но как именно должна работать схема, пока непонятно.
"Я ставлю себя на место молодых семей, которые платят фиксированные взносы в фонд и встают в какую-то виртуальную очередь. Вот если механизмы формирования этой очереди и сроки получения жилья не будут прописаны, я думаю, эти механизмы просто не заработают, потому что тогда молодой семье легче заключить договор с конкретным человеком", - говорит управляющий партнер строительной компании Андрей Колочинский.
Неясно и то, зачем создавать очередную бюрократическую машину. Тем более что фиксированные выплаты от 20 до 50 тысяч - это та же ипотека. Сейчас застройщики предоставляют жилье и без первоначального взноса. Эксперты считают: то, что на проблемы ренты обратили внимание - прекрасно. Но тот ли выбрали метод?
"Бюрократические организации только утяжелят процедуру, нужно начать с того, чтобы проанализировать судебную практику, посмотреть, какие сейчас действуют договоры ренты в реальности, какие есть успешные примеры", - отмечает представитель ОНФ Павел Склянчук.
Отдельно нужно будет регулировать все спорные моменты. Например, подсчитали оценщики, что одинокий пенсионер проживет еще 10 лет. Назначили выплаты за квартиру. А он прожил 15. Или, например, объявились родственники, имеющие право на наследство. Что тогда?
"Таких случаев хватает, и в практике они есть, когда умирает человек, выясняется, что заключен договор ренты и начинается факт оспаривания. Тогда кто компенсирует сторонам понесенные расходы? В законопроекте об этом пока нет ни слова", - отмечает юрист Тимур Матвеев.
Но главным препятствием в создании некоего госфонда, считают эксперты, может стать огромное число мошенников в сфере недвижимости. Есть даже мнение, что они вполне могут вписаться в новую структуру.
"Это коммерческие интересы тех предпринимателей, которые занимаются подобной деятельностью, которые находят одиноких стариков и предлагают им пожизненную ренту, видимо, здесь имеет место лоббизм, что они пытаются закрепить на государственном уровне, это неправильный подход. Так или иначе встает вопрос риска человеческих жизней, которые идут на договор пожизненной ренты", - говорит депутат ГД Дмитрий Ионин.
Но главное, откуда будет финансироваться сам госфонд недвижимости. Потребуются как минимум юристы: все сделки нужно будет проверять, регистрировать. Если за счет тех, кто платит взносы, то сама рента в итоге станет дороже. Тем более инициатива не предполагает создания на дефицитном российском рынке недвижимости новых квадратных метров. А только перераспределение между теми, кто на них претендует.