Как резкий скачок цен отрезвил россиян
Не только чиновники решают проблемы бюджета за счет населения. Этим же занимается и бизнес, перекладывая свои проблемы на плечи покупателей
После Нового года цены на обычные овощи и фрукты — как номера телефонов. Такие цифры после праздников отрезвляют быстрее холодного душа.
Огурцы 990 рублей за килограмм, помидоры — 720, салат — 986, и это не страшный сон и не шутка. От таких цен у покупателей глаза становятся больше наливных яблок. Но народ все равно берет и как мантру повторяет: кризис, инфляция, ужас.
Может, это только в сытой Москве помидоры дороже мяса? Заглядываем за уральские горы. Екатеринбург, обычный районный рынок. После праздников Елизавета в первый раз идет за покупками. Но в разноцветных овощных рядах вместо витаминов Елизавета получает свой первый постновогодний стресс — огурцы за 250 рублей, а помидоры — за 400.
Теперь на рынок — как в музей. Только смотреть, руками не трогать. Женщина возмущается: почему все так дорого, ведь ее зарплата, в отличие от цен, становится только меньше! Рубль падает, доллар растет.
Дорожает импорт вместе с валютой, курс скачет каждый день. То, что привозят в Россию из-за границы, многим уже не по карману.
Бешеные цены словно с цепи сорвались, и их не удержать. Это похоже на продуктовый забег: кто подорожает быстрее, чья цена станет выше и сильнее ударит по народному кошельку. Бегут все.
В ценовой гонке рыба значительно опередила мясо. Цена на нее за год выросла на 28,7 %, при том что мясо подорожало всего на 3-5 %. Спринтерские скорости демонстрируют огурцы и помидоры. Так, томаты стали дороже на 29,7 % , а огурцы — на 19,7 %.
Так почему же цены растут? Чтобы это выяснить, мы прошли по всей продовольственной цепочке — от производителя до магазина. Первая причина роста — это отсутствие на рынке конкурентов.
Вместе с директором совхоза Павлом Грудининым изучаем путь морковки, которая выросла в Подмосковье. Они ее продают перекупщикам или в магазины по 22 рубля. Смотрим на прилавки, а там та же самая морковка, но уже по 150 рублей и выше. Чтобы оранжевый витамин не становился золотым, производитель уверен, что нужен государственный контроль.
Свое накручивают и перекупщики. У них совхозная морковка увеличивается в цене с 22 до 38 рублей за килограмм.
Овощная база — это целое государство. Все овощи и фрукты, попадая сюда, увеличиваются в цене примерно в два раза. А на выходе их цена еще поднимается, примерно на столько же.
Каждый в этой продуктовой цепи считает только свою прибыль, так что покупатель в этих рыночных гонках всегда проиграет.
Продуктовый марафон длится больше года, а финиша не видно. К началу 2016-го вперед вырвались крупы, цена на рис и гречку выросла на 41,8 %. Им в спину дышит сахар — он прибавил в цене на 39,7 %. Не отстает и подсолнечное масло — его стоимость возросла на 20,8 %. Для сравнения: в 2014-м то же самое масло выросло в цене лишь на 10,2 %.
Цена растет не только на импорт, но и на то, что выросло в России. Ведь нефтедоллары зачастую не вкладывались в собственное производство современных станков и машин. На них проще было купить современную технику за границей.
Ведущие экономисты страны на Гайдаровском бизнес-форуме признавали, что сытые нефтяные времена больше не вернуться. Нужно поднимать собственное производство, иначе экономику не стабилизировать.
Но пока мы не сможем накормить себя сами, будем покупать за валюту. Азербайджанский фермер Орхан 10 лет выращивает овощи. Его огурцы прямо с грядок отправляются в Москву и Санкт-Петербург. Недавно российские закупщики сбили цену, брали по 3,5 доллара за килограмм, теперь берут по 2,5. Орхан согласился — ведь кризис же. Пересчитываем, получаем 230 рублей за килограмм.
Если бы азербайджанский фермер знал, что его огурцы в Москве могут стоить 1000 рублей и выше, то точно бы заплакал. Но пока плачем мы, обычные покупатели, у которых остался единственный выбор: брать овощи и фрукты по предложенным ценам. Или не брать их вовсе.