Version: 0.1.0

Как коррупция вредит России больше, чем Обама

Вадим Соловьев внес на рассмотрение Госдумы законопроект о запрете заниматься бизнесом родственникам парламентариев.

Депутат Госдумы России от КПРФ Вадим Соловьев внес на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект о запрете заниматься бизнесом родственникам парламентариев. Согласно тексту законопроекта, полномочия члена Совета Федерации или депутата Госдумы должны быть прекращены досрочно, если его родственники ведут предпринимательскую деятельность. В пояснительной записке к проекту закона говорится о том, что данное предложение направлено на предотвращение возможности возникновения конфликта интересов в деятельности членов парламента.

Сам член комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, руководитель юридической службы ЦК КПРФ заявил, что коррупция в России достигла таких размеров, что вредит нашей стране больше, чем Обама.

"В предыдущие годы парламент уже принял определенные меры по борьбе с коррупцией — о необходимости декларирования доходов, о запрете иметь счета за рубежом и т.п. Но по факту эти законы были приняты в виде пиар-акции, потому что сейчас мы видим, что по-настоящему влиять на коррупцию они не могут. О чем и говорят нам последние события: самая богатая женщина в России — госпожа Батурина, жена экс-мэра Москвы, самый крупный собственник земли — племянница министра Ткачева, бизнес сыновей прокурора Чайки и др. Так обстоит ситуация с коррупцией в России. Более того, объем бюджетных средств, участвующий в коррупционном обороте, с каждым разом все увеличивается. По некоторым источникам, эта доля достигает 50 % российского бюджета — это те деньги, которые просто разворовываются. В условиях кризиса необходимо, чтобы каждая копейка шла на благое дело. Но это если мы действительно говорим о борьбе с коррупцией, а не делаем вид, что боремся с ней. С моей точки зрения, чтобы навести порядок в государстве, коррупцию нужно ограничить напрямую. Потому что те положения закона, которые говорят о конфликте интересов должностного лица, не работают. Нужны конкретные, прямые, понятные запреты", — приводит слова депутата портал Speakercom.ru.

По его словам, закон о запрете заниматься бизнесом самим парламентариям не решил полностью проблемы с коррупцией.

"Да, раньше уже был утвержден закон, который запрещает заниматься бизнесом непосредственно депутатам и чиновникам, и он уже создал коррупционерам некоторые проблемы, однако полностью вопрос не решился. Наш же закон, если он будет принят, создаст коррупционерам трудности на 30-40 %, а не на 1 %, как это сделала предыдущая поправка, о которой я сказал. Ведь всем понятно, что оформить бизнес можно на кого угодно — это могут быть подставные лица, однако если эти подставные — родственники, у коррупционеров проблем вообще никаких нет. А вот если эти лица — люди неблизкие должностному лицу, то его риски в бизнесе сильно возрастают. Вдруг его троюродная племянница решит его кинуть и скроется с деньгами? Такое очень даже возможно — коррупционеры живут по волчьим законам", — считает депутат.

Парламентарий отметил, что данный закон не решит всю проблему.

"Конечно, одним нашим законом вопрос не решишь, но это однозначно уже серьезное препятствие. Если закон примут, чиновник 20 раз подумает, нужны ли ему такие сложности или лучше обойтись без риска. Что касается перспективы, то мы посмотрим, как будет работать этот закон, а потом и дальше будем ограничивать. Все зависит от конкретной ситуации. Если говорить о том, кто будет контролировать исполнение нашего закона, то никаких специальных органов не нужно — уже сейчас почти во всех крупных организациях, по закону о госслужбе, есть свои такие органы. У нас в Госдуме это комитет по этике. Когда принималось решение об изгнании Геннадия Гудкова из-за того, что он якобы занимался бизнесом, действовал этот комитет. Комитет по этике рассматривает как раз такие вопросы — исполнение нашего закона, это как раз его функционал. Если же появится информация о том, что кто-то из членов "Единой России", руководителей комитета по этике или их родственники занимается бизнесом, то оппозиция в думе поднимет такой хай, что "Единая Россия" быстренько разберется с этой проблемой сама. Так, как она решала это со своими депутатами, у которых нашли недвижимость за рубежом. Оспорить наш закон в Конституционном суде, конечно, можно будет, но я уверен, что Конституционный суд откажет, потому что он соблюдает интересы государства. А коррупция сейчас достигла таких размеров, что вредит безопасности страны больше, чем Обама", — заявил Соловьев.

Депутат Госдумы Дмитрий Гудков считает, что данный закон вреден для экономики и неинтересен депутатам.

е поддерживаю законопроект, который запрещает близким родственникам депутатов и членов Совфеда заниматься бизнесом. Яза то, чтобы родственники декларировали свои доходы, и все было прозрачно. Если родственники парламентариев будут декларировать свои расходы и доходы, мы будем понимать, как они занимаются бизнесом. Если они делают это честно — это одна ситуация, если их доходы во много раз превосходят расходы — должно быть расследование. Если же бизнес родственника депутата или чиновника находится в той сфере, которую он курирует, то это уже запрещено законом. Такой закон есть, просто он не исполняется. В законе о коррупции прописано, что такое конфликт интересов. То есть проблема не в том, что у нас занимаются бизнесом, а в том, что у нас не работают социальные институты. Когда это происходит, законы просто не исполняются. Вот и все", — заявил Гудков.

Также он сказал о нелегитимности данного проекта закона.

"Помимо нецелесообразности такого закона, есть еще одно основание против — это его нелегитимность. Закон, запрещающий родственникам депутатов заниматься бизнесом, нарушает Конституцию — право гражданина вести предпринимательскую деятельность. Это значит, что, если бы вдруг такой закон и приняли, его можно было бы сразу обжаловать в Конституционном суде, который и принял бы соответствующее решение. Если гражданин не является чиновником и должностным лицом, то, по Конституции, он имеет право заниматься бизнесом — никто не может ему запретить. В думе такой закон не поддержат. Во-первых, потому что он бессмысленный и является пиаром чистой воды. Во-вторых, потому что у многих депутатов родственники как раз бизнесом и занимаются. В-третьих, закон элементарно оспаривается в Конституционном суде", — считает парламентарий.

Он отметил, что в России необходимо, наоборот, развивать бизнес, а не прикрывать его.

"А бизнеса, я считаю, у нас в стране должно быть только больше — его нужно стимулировать и давать условия. Только так мы сможем поддерживать экономику, для которой нефть — это даже не настоящее, а уже прошлое", — заявил депутат.

Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, бывший заместитель генерального прокурора Эрнест Валеев также выразил сомнения в правомерности данного закона.

"Законопроект такой действительно есть, он поступил на рассмотрение в комитет. А раз он поступил, то мы, безусловно, будем его рассматривать, по результатам рассмотрения озвучим свое решение. Что касается правовых оснований для этого закона, могу сказать лишь то, что я сомневаюсь в обоснованности таких предложений. Есть сомнения в соотнесении их с Конституцией РФ. Однако предварять заключение комитета я бы не хотел", — сказал Валеев.

С этим мнением согласился председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

"В тексте законопроекта Соловьев озвучивает популярную идею, она понятна. Речь идет о конфликте интересов госслужащего или депутата. Однако такой закон уже есть, и за его нарушение уже отправлены в отставку несколько губернаторов и других должностных лиц, которые подозревают в своем случае наличие конфликта интересов. Запретить заниматься бизнесом — это, безусловно, ограничение. И по закону оно может касаться только тех, кто идет на это добровольно, то есть депутатов, чиновников — людей, у которых есть выбор, заниматься ли им предпринимательством или состоять на госслужбе. Лишать такого права людей, добровольно не выбирающих госслужбу, Конституция не позволяет. И, разумеется, это правильно. Например, представьте ситуацию, когда у чиновника есть взрослые дети, с которыми он не общается по семейным обстоятельствам, а государство будет заставлять этого человека прекратить вести свой бизнес. Это не справедливо и неконституционно. Поэтому, к счастью, законопроект, о котором мы говорим, не может быть реализован. Что двигало автором законопроекта, я сказать не могу", — заявил Кабанов.