Version: 0.1.0

Ретейлеры просят таможенников рыться в посылках и искать подделки

Эксперты обсудили инициативу АКИТ, которая попросила таможенников проверять 5% посылок в поисках контрафактных товаров.

Ретейлеры предложили таможенникам изымать контрафакт из 5 % посылок, которые приходят из-за рубежа. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) намерена договориться с Федеральной таможенной службой о том, чтобы ее сотрудники проверяли посылки на наличие контрафактных товаров.

Найденную нелегальную продукцию таможенникам предлагают уничтожать.

Эксперты отмечают, что на сегодняшний день досмотр посылок производят при помощи рентгена. Эта система направлена лишь на выявление незаконных предметов в посылках, таких как оружие, боеприпасы, наркотики. Таможенные процедуры могут привести к большой задержке доставок.

Некоторые эксперты считают, что если сотрудники ФТС будут вскрывать 5 % посылок, доставка замедлится очень значительно, что приведет к отказу покупателей приобретать более дешевые зарубежные товары.

Председатель комитета по стандартизации АКИТ Александр Логунов заявил порталу Speakercom.ru, что в нашу страну поступают десятки тысяч посылок с контрафактом из зарубежных интернет-магазинов. По его мнению, это превратилось в реальную проблему, поэтому именно АКИТ предложили вариант ее решения.

"Данная инициатива — это не просто желание российского онлайн-ретейла, а общемировая проблема, которая обсуждалась 14 января в Гуанчжоу на мероприятии, посвященном созданию альянса Ассоциаций электронной коммерции, в который вошли Китай, Гонконг, Европейская ассоциация электронной коммерции, Таиланд, Макао и Россия. Альянс создан в рамках проекта "Новый шелковый путь". Продажи контрафакта или подделок — это глобальная проблема, касающаяся любой страны, и, как и в большинстве цивилизованных стран, в России такая деятельность запрещена законом. Помимо административной ответственности за продажу контрафакта (штраф до 200 тыс. рублей с конфискацией), в России существует и уголовная: два года лишения свободы или исправительных работ. Вскрытие посылок необходимо. В посылках кроме контрафакта могут находиться и запрещенные товары, наркотики, оружие, некачественные и опасные лекарства. Это абсолютно законно", — заявил Логунов.

Он отметил, что многие зарубежные таможенники проверяют посылки и не видят в этом никакой проблемы.

"Все таможни мира досматривают пересекающие границу товары. Контрафакта в РФ поступают десятки тысяч посылок в месяц. Подделки встречаются практически в любом сегменте: одежда, электроника, часы, детские товары и т.д. Главным поставщиком контрафакта не только в РФ, но и по всему миру являются многочисленные китайские сайты. К сожалению, и на территории России функционируют десятки компаний, продающие копии часов, ремней, другие поддельные товары. Производители фейков находятся вне поля российского законодательства, поэтому повлиять на них практически невозможно. Продавцы в свою очередь не сильно стремятся контролировать товарные предложения, нарушающие законодательство о товарных знаках и исключительных правах", — считает он.

Он добавил, что если сотрудники ФТС обнаружат товар, который попадает под их подозрение, они должны связаться с легальным производителем и получить у него заключение по поводу товара. Если же этого подтверждения не дают, потребитель должен будет обратиться к продавцу для получения компенсации, а сам товар будет конфискован и уничтожен.

Данная инициатива, однако, пришлась по нраву далеко не всем экспертам. Некоторые полагают, что проверка посылок таможенниками не имеет ничего общего с борьбой с контрафактными товарами в нашей стране. Такое мнение высказал президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов.

"На самом деле это не имеет никакого отношения к борьбе с контрафактом. Кроссбордер (межграничная онлайн-торговля. — Ред.) — это 0,7 процента от объема торговли в стране. Они предлагают копаться в этих 0,7 процента, не обращая внимание на остальные 99,3. Можно подумать, что в них скрыт какой-то жуткий контрафакт. Даже если допустить, что, действительно, 1 процент из того, что пересекает границу, — контрафакт, значит, мы имеем дело с 0,007 процента товаров. Это даже не иголка в стоге сена, которая легче отыскивается. Это никакого отношения к поиску контрафакта не имеет. Это еще одна попытка как-то ухудшить жизнь получателей посылок в стране. АКИТ рассчитывает, что будет лоббировать свои интересы за счет интересов остальных. В принципе, вся политика АКИТ, все, что они предлагают и делают, направлена на то, чтобы запретить онлайн-торговлю вообще к чертовой матери и загнать опять всех в магазины", — заявил эксперт.

Иванов считает, что авторы инициативы просто увидели в онлайн-торговле своих конкурентов и пытаются бороться с угрозой. Онлайн-рынок, по его словам, в России медленно, но верно растет, поэтому АКИТ хотят заранее удалить конкурентов.

"Они видят в этом рынке угрозу и борются с ним. В АКИТ на самом деле интернет-компаний единицы. Они по недоразумению туда попали и выходят оттуда потихоньку. Например, OZON разобрался, что не туда вступил и вышел. Или Wikimart, или EBAY. Список ушедших компаний больше, чем ныне действующих членов. А там остаются те, кто не продает дистанционно, у них микроскопическая доля доставки. В основном покупатель резервирует товар в магазинах, приходит и забирает его. Это обычный оффлайн-формат, ничем от него не отличается: все равно покупателя загоняют в магазины. За такой формат они и бьются. Для покупателей это ни к чему не приведет. АКИТ — организация глупая, но, к счастью, бесполезная. Ни одна из их инициатив не прошла, и, я надеюсь, никогда не пройдет. По этому поводу Бельянинов (Андрей Бельянинов, руководитель Федеральной таможенной службы. — Ред.) уже высказался. Он сказал, что никакого варварства и вакханалии он не допустит. Не будет никакого досмотра. Сейчас таможня работает, кстати говоря, очень четко. Они досматривают все посылки рентгеном, не вскрывая их. Поэтому не произойдет ничего, покупатели могут спать спокойно", — заявил он.

Бывший замначальника Главного управления по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы Марат Файзулин заявил, что слабо верит в то, что данная инициатива способна решить проблему контрафакта в нашей стране. По его словам, подобный опыт уже имеет Япония. Там аналогичная мера не принесла никакого результата.

"Основания для досмотра почтовых отправлений фактически есть. Контрафакт, действительно, идет по этой линии. Не только по ней, но это один из путей распространения контрафакта. Это еще не значит, что товар некачественный, но он произведен с нарушением прав правообладателя. Бывали случаи, когда у контрафактного товара качество выше, чем у оригинала. Мне, например, в Японии показывали контрафактные сумочки Dior, у которых кожа была лучше, чем у оригинала. Почтовые отправления обрабатываются тяжело, и они задерживаются во время доставки в основном на таможне. Это очень пыльная работа, даже вредная для здоровья. Имеет ли это смысл и эффективность? Если это коммерческая партия, то там должны быть сертификаты, разрешение правообладателя на ввоз товара и так далее — документальный контроль. Физические лица не обязаны ничего этого представлять. Когда идет отправление в адрес физического лица — это обыкновенная розничная торговля. Документальный контроль здесь проводить невозможно, потому что документов нет и не должно быть. Есть международная конвенция по борьбе с контрафактной продукцией, которая предусматривает, что заинтересованные лица оплачивают расходы, в том числе и на уничтожение контрафактной продукции. Это производится за счет правообладателя. В России тоже есть процедура по взаимодействию между правообладателями и таможенными органами. Не совсем понятно, как они собираются выстраивать это в случае розничной торговли. Как таможенные органы без правообладателя будут выяснять, нарушены ли права, контрафакт или нет? По внешним признакам иногда это установить невозможно. А если ошибся таможенник и изделие подлинное, то кто будет возмещать его стоимость? Надо знать соответствующие признаки, заложенные в изделии, которые правообладатель сообщает таможенным органам. Каждый правообладатель, именно производитель, а не торговая организация, должен организовать систему взаимодействия с таможенными органами, чтобы такая работа была эффективна. Я сомневаюсь, что это реально. В Японии тоже создавалось подразделение по борьбе с контрафактом. Там была проблема с модными женскими аксессуарами: сумочки, кошельки. Производители с таможенными органами Японии организовали совместный контроль. Они раз в три месяца сообщали о внешних признаках, по которым может быть выявлена контрафактная продукция: строчка, лейбл и так далее. Они постоянно менялись, но таможенные органы о них знали и могли определить, что продукция произведена не на мощностях правообладателя в зависимости от месяца изготовления", — заявил эксперт.

Директор по внешним коммуникациям компании IML Дмитрий Ключников заявил, что добросовестный покупатель может сильно пострадать от данной меры, что уже вызывает к ней скептическое отношение.

"Вскрытие и проверка посылок на таможне может занять достаточно много времени. В свою очередь интернет-магазины и их клиенты, то есть получатели посылок, по нашему опыту, крайне негативно относятся к задержкам. Даже если причина задержки от нас не зависит. Федеральная таможенная служба выявляет и пресекает незаконный ввоз товаров, запрещенных материалов и веществ. Она задерживает нелегальные грузы. При этом мы не видим оснований, чтобы вскрывались должным образом упакованные и оформленные в соответствии со всеми законами и правилами посылки. Исходя из нашей практики, не могу назвать ни одной проблемы с контрафактом при доставке товаров из европейских стран и США. Однако, конечно, было бы неплохо, если бы азиатские онлайн-площадки усилили контроль за качеством представленных у себя поставщиков. Мы считаем, что борьбу с подделками нужно вести на уровне зарубежных интернет-магазинов. При этом, естественно, добросовестный покупатель страдать не должен", — заявил он.