Сотни тысяч жителей Дагестана рискуют остаться без доступной медпомощи
Сотни тысяч жителей юга России рискуют остаться без доступной медицинской помощи. Минздрав Дагестана объединил межрайонную больницу с другим учреждением, а по сути - понизил до статуса районной. Теперь жители десятков горных поселений вынуждены ехать на лечение в далекие города. А от медиков больницы начальство уже требует объяснительные после встречи со съемочной группой РЕН ТВ.
На пикет в селе Шамилькала вышли и врачи, и пациенты. Дагестанские чиновники по сути ликвидировали республиканскую межрайонную больницу в горной зоне. Раньше здесь лечились жители 13 отдаленных районов.
"Всем обидно, мы столько ревели, дайте мне успокоиться сначала", - говорит жительница села Шамилькала Патимат Мусаева.
Теперь эта большая некогда межрайонная больница объединена с районной. То есть отныне здесь должны лечить тех, кто живет в аулах поблизости. При этом в высокогорье не везде есть даже ФАПы.
Коридоры консультативной поликлиники пусты, она уже не работает. В будний день здесь люди в очередях сидели. Сюда обращались более 10 тысяч человек в год. Теперь горцы за медицинской помощью вынуждены ехать в города.
Раньше горцы могли без проблем обратиться в эту поликлинику, тут же получить направление на лечение, подняться на этаж выше и лечь в палату. Примерно 235 тысяч жителей горного Дагестана лишились такой возможности.
"Приезжали, ложились, лечились со всего Дагестана, я знаю людей, которые приезжали из Махачкалы, из Хасавюрта", - рассказывает житель Унцукульского района Апанди Расулов.
Кажется невероятным, что люди из городов приезжали сюда лечиться. Впрочем, немного походив тут, понимаешь почему - здесь как в санатории. Чистейший горный воздух, живописные пейзажи и, что, пожалуй, самое главное, доброжелательные и бескорыстные сельские врачи.
У Гаджи Мусаева черепно-мозговая травма и межпозвоночная грыжа. Он каждый год ложится в эту больницу. Теперь переживает, что придется ездить в большой город. Аксакал не согласен с оптимизацией за счет больных, говорит, если на медицину нет средств и чиновники решили сэкономить, есть другой выход.
"Если денег у них не хватает, вот мы соберем с жителей, пусть хотя бы платной сделают, но оставляют нашу больницу", - говорит он.
Врачи понимают - объединение двух больниц в одну неминуемо приведет к сокращению штата.
"У меня трое детей, мне без работы никак, если меня переведут на 0,5 - мне надо будет переехать куда-нибудь и найти новую работу чтобы содержать семью", - объясняет медсестра Шамсият Кусалаева.
Многих уже перевели на полставки, кто-то сам уволился, кого-то попросили.
"Одно ясно, что два хирургических отделения не может быть здесь и там. Две гинекологии не может быть. Два завотделения не бывает в одной районной больнице. Пошли по сокращению, насколько я знаю, 6-7 человек уже ушли", - говорит заместитель главврача по лечебной части Патимат Магомедова.
В республиканском минздраве проблем людей словно не видят. Чиновники по такому же принципу объединили еще 37 медучреждений, и уверяют - там в горах все по-прежнему.
"Не осуществлено сокращение медицинских штатов, и учреждения выполняют все те же функции и задачи, которые выполнялись ранее", - рассказала первый заместить министра здравоохранения республики Татьяна Беляева.
Сразу после обращения журналистов РЕН ТВ в минздрав на сайте ведомства разместили неожиданную новость - теперь в 2022 году на базе Шамилькалинской больницы планируют открыть центр помощи онкобольным. Но сельские врачи сомневаются, что им найдется там место. Как они нам сообщили после отъезда съемочной группы, новое начальство потребовало объяснительные от всех медиков, кто давал интервью.