Артисты возмущены: сын Цоя решил запретить им исполнять песни отца
Цой жив. И сегодня эта мантра актуальна как никогда. Поклонники певца вспоминают основателя группы "Кино". 30 лет назад его автомобиль "Москвич" вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом. По официальной версии, Цой уснул за рулем. Трагедия оборвала его жизнь, но не легенду. Однако именно сейчас она оказалась под угрозой. Правообладатели хотят запретить исполнять музыкантам песни Цоя. Причем сделать это хочет его единственный сын.
С его смертью невозможно было смириться 30 лет назад, когда на изгибе латвийской дороги оборвалась жизнь романтика и последнего героя. Трагедия стала шоком, но вместе с тем и творческим импульсом для тех, кто сегодня поет "Кукушку" и "Печаль".
Цой жив. Это заклинание миллионов его поклонников каждый раз словно вдыхает жизнь в кумира. А музыканты, исполняющие его песни, каждой строчкой воскрешают его в нашей памяти.
"Стена Цоя когда появилась в 90-м году, мы в Белгороде тоже решили сделать", - говорит фронтмен группы "Черный квадрат" Игорь Соколов.
И "Электроники", и "Черный квадрат" давно и с успехом исполняют каверы на песни Виктора Цоя. И вдруг – шокирующая новость. В канун годовщины смерти Цоя его сын и обладатель прав на творчество отца Александр Цой распространил информацию о запрете на исполнение всеми любимых песен лидера "Кино" профессиональными музыкантами. Разгорается скандал.
"Мне кажется, это большая беда, когда наследники лишают песню права на дальнейшую жизнь", - говорит певица Анита Цой.
Александр Цой ведет себя как не очень образованный цензор, считает рок-исполнительница Ольга Кормухина. Она раньше всех столкнулась лбами с наследником, который высудил себе права на народные хиты Виктора Цоя.
"Складывается ощущение, не только у меня, что наследники не понимают ни творчества Цоя, ни той миссии, которая им досталась в результате гибели Виктора. Я убеждена, что короткая память Александра возникла из-за длинного рубля", - считает Кормухина.
Впрочем, с политикой запрета алчный наследник, кажется, просчитался. С коммерческой точки зрения, это нелепое решение.
"Я не понимаю, какая стратегия у наследников Цоя. Вообще-то, исполняемость повышает стоимость бренда", - считает вокалист поп-панк группы "Приключения Электроников" Андрей Шабаев-Маркин.
Цой жив, пока его поют. Поют, значит, помнят. А долгая память и почитание творчества родителей – самая важная цель для потомков – обладателей авторских прав, уверен драматург Алексей Алешковский, сын и наследник писателя Юза Алешковского.
Несговорчивые наследники похоронили творчество многих великих. Так, непримиримая позиция внучки балетмейстера Касьяна Голейзовского заблокировала возрождение в Большом театре его "Скрябинианы". Итог – работы Голейзовского канули в лету.
Не повезло и Борису Пастернаку, великому писателю и переводчику. Его наследница, даже не являющаяся родственницей по крови, регулярно требует непомерные суммы за использование переводов отца ее покойного мужа.
Хиты лидера "Кино" никогда не были коммерческими, написанными ради наживы. Торговать ими у наследника Александра Цоя нет никакого морального права. Невзирая на юридическую правоту.
"Сейчас все, как ярмарка. Цоя нельзя купить-продать, поэтому он остается - "Цой жив!" - говорит вокалист группы "Кукрыниксы" Алексей Горшенев.
"Последний герой" звучит из подземных переходов, "Перемен" ставят во время любых политических обострений, а "Группу крови" учат в каждой подворотне, где мало-мальски понимают по-русски. Право слушать и подбирать на гитаре великие песни имеет каждый, кто верит, что Цой жив.