Version: 0.1.0

25 минут без сердца: врачи рассказали, как спасли 12-летнего мальчика

Подвиг российских специалистов войдет в историю медицины.

Случай, произошедший в одной из московских больниц, войдет в историю медицины. Врачи реанимировали ребенка, у которого 25 минут не билось сердце. Это слишком долго для того, чтобы выжить. Однако специалисты не опускали руки, даже когда казалось, что надежды уже нет. 

"Эта история очень сильно отразилась на моем преставлении ценности человеческой жизни", – признался заместитель главного врача станции скорой помощи, врач анестезиолог-реаниматолог Петр Давыдов. 

Это был вызов к ребенку с остановкой дыхания. Родственники не растерялись, до приезда врачей скорой начали делать непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких. Это дает лишние шансы пациенту выжить, однако даже после 15 минут реанимационных процедур профессионалам не удалось прощупать пульс. Сердце мальчика не билось. 

"Видно, что человек до изнеможения практически качал, я видела, как с его носа пот капал", – вспоминает мать ребенка Екатерина Прокопенко. 

"Параллельно я принимаю решение офф-лейбл-способом, в нарушение некоторых правил, принятых мер. Мы ребенка помещаем на платформу специальную, которая обеспечивает непрямой массаж сердца", – рассказал врач Петр Давыдов. 

В 12 лет Ярослав Ерыгин не жаловался на сердце. Всё случилось неожиданно. Мальчик прекрасно себя чувствовал, поиграл со своей младшей сестрой и пошел спать. Во сне остановилось сердце. В таких случаях сначала отключается сознание. Потом начинается кислородное голодание. В следующие две минуты умирают нейроны головного мозга, и практически тут же наступает смерть человека. 

"Если мы имеем дело с молодым организмом, у которого внезапно произошла остановка сердца, этот период может быть достаточно продолжительным. Обычно это время до пяти минут", – пояснил Петр Давыдов.     

Реанимация Ярослава длилась один час 50 минут. Причем здесь указано только время, которое потратили врачи скорой помощи и реанимации больницы, куда доставили мальчика. Получается, клиническая смерть с рекордной продолжительностью остановки сердца. 

В 2017 году похожий случай произошел в штате Висконсин. 16-летний подросток играл в баскетбол, когда у него остановилось сердце. Правда, всего на девять минут. У 29-летней лыжницы в Норвегии сердце не билось целых три часа. Но ее тело все это время находилось в комфортном температурном режиме. В 1999 году Анна, катаясь на лыжах, провалилась под лед.  

"Меня спасла холодная вода, в которую я провалилась. Плюс 13,5 градуса – этого хватило, чтобы мой мозг не погиб", – пояснила чудом выжившая Анна Багенхольм. 

Московского школьника Ярослава Ерыгина тоже спасли. Он очнулся в реанимации. Но предстоял долгий курс реабилитации. Сознание находилось на уровне шестимесячного ребенка. У мальчика отсутствовал глотательный рефлекс. Он не мог держать предметы и с трудом вспоминал свое имя. Диагноз – эктопическая предсердная тахикардия. Подростку уже поставили дефибриллятор, а сам случай, похоже, войдет в историю медицинской практики всего мира и не только как рекорд клинической смерти. 

10 месяцев Ярослав находился в Центре Рошаля. За это время специалисты и их методики показали невероятные результаты и, пожалуй, изменили отношение к реабилитации в стране. Оказалось, восстановление детей с повреждением головного и спинного мозга превосходит европейский опыт, а главное доступны по обычному полису ОМС. За несколько месяцев Ярослав с помощью реабилитации в Центре Рошаля освоил программу девяти лет жизни. 

"Нейрореабилитация – вообще молодая наука, но все равно она развивалась в большей степени по взрослым, по детям всегда очень мало было информации. И мы собирали ее по крупицам. Чтобы создать отделение, я и мои сотрудники посетили все лучшие центры в мире, чтобы посмотреть, кто и как работает. Конечно, были и свои наработки", – рассказала первый заместитель руководителя директора неотложной детской хирургии, руководитель отдела реабилитации и главный детский внештатный реабилитолог Москвы Светлана Валиуллина. 

По наблюдениям врачей, у таких пациентов, как Ярослав, есть год для восстановления. Дальше можно только поддерживать уровень жизни, но достичь новых результатов уже невозможно. У московского школьника, получается, есть еще пара месяцев в запасе. И за это время парень хочет догнать своих друзей и вернуться к ним в 7-й класс. Причем в победе этого юного героя никто из врачей не сомневается, ведь у Ярослава есть больше, чем просто мотивация – им движет любовь. 

Врачи реанимировали ребенка, у которого 25 минут не билось сердце