Медицинские чудеса: как спасали мальчика с остановившимся сердцем
История спасения, которая стала уникальным случаем во всей мировой медицине. Российские врачи вернули к полноценной жизни мальчика, чье сердце остановилось почти на полчаса. Попробуйте представить - примерно столько идет наш выпуск новостей. А для медицины это огромный срок, пропасть между жизнью и смертью. Медики утверждают, что он примерно в пять раз превышает тот промежуток, после которого человека спасти уже невозможно.
"Если можно описать словами - это состояние леденящего ужаса!" - говорит мама мальчика.
Мама Ярослава вспоминает тот день как самый страшный кошмар - да не во сне, а наяву. Сын, которому было всего 12, отправился спать, а спустя несколько минут его нашел отец без сознания, без дыхания, без признаков жизни.
"Кинулась звонить в "скорую", диспетчер сказал, что его надо перевернуть набок и ждать врачей. Мысли были: все, я без ребенка осталась", - говорит Екатерина Прокопенко.
Но "скорая" успела, и это первое чудо в этой истории. Чудо, потому что даже опытный врач-реаниматолог Петр Давыдов, увидев такого пациента, сразу понял: этот случай из категории "надо вытаскивать, хотя все против этого".
"Меня это еще удивило. Обычно прибытию и проведению первичной реанимации, если ее на месте проводят, все-таки какая-то активность бывает. А тут практически полностью отсутствует эта активность сердца", - говорит Петр Давыдов, заместитель главврача станции скорой медицинской помощи, врач анестизиолог-реаниматолог.
"25 минут он его только качал здесь, сейчас я знаю, как зовут нашего ангела-хранителя - Петр Александрович", - поведала мама Ярослава.
Сердце Ярослава не билось минимум полчаса, чаще всего после это врачам остается только констатировать смерть. Начинающееся кислородное голодание мозга, в течение 2-3 минут погибают нейроны, в стандартной медицинской практике более чем пятиминутная реанимация считается делом безнадежным. Но случай Ярослава оказался нестандартным по всем параметрам, хотя его сердце останавливалось еще дважды по пути в больницу, Петр Давыдов с коллегами не сдавались. Один час 50 минут борьбы за жизнь.
"Эта история очень сильно отразилась на моем преставлении ценности человеческой жизни", - рассказывает Петр Давыдов.
Изначально шоковое состояние Ярослава и его родителей спустя несколько месяцев реабилитации обернулось надеждой на полноценную дальнейшую жизнь. И это второе медицинское чудо, совершенное в этой истории нашими врачами. На этот раз – медиками НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, в народе известного как центр Леонида Рошаля. Именно здесь, по сути, ими было сказано новое слово в реабилитации детей.
Потому что это только в кино или в сериалах больной открывает глаза в реанимации, тут же всех узнает, встает с кровати и идет домой. Его заново учили глотать, ходить, держать в руках ложку, потом читать и писать. Врачи подсчитали: его восстановлением занимались медики 40 специальностей. Лечение продолжается до сих пор.
Отделению, где восстанавливают детей после тяжелых травм и болезней, всего 10 лет, но опыт накоплен такой, что за ним в Москву едут даже из-за границы.
"Не нужно сидеть и ждать, при тяжелых травмах люди должны знать, что есть практики, которые могут спасти жизнь даже в самых сложных ситуациях. Мы все время призываем: обращайтесь!" - говорит Светлана Валиуллина, первый замруководителя директора НИИ Неотложной детской хирургии, руководитель отдела реабилитации.
Сам Ярослав во время съемок долго стеснялся, но потом решил, что может поделиться с нами главными переживаниями на пройденном им вместе с врачами трудном пути.
"Раньше мне все легко давалось, я не ценил эту жизнь. Сейчас ценю. Это был мой самый трудный период в жизни", - рассказал сам Ярослав.
По науке у людей с таким поражением головного мозга на восстановление есть год – сколько успело вернуться, столько и останется на всю жизнь. Но в этой семье верят, что и этот медицинский постулат Ярослав опровергнет – слишком уж его случай чудесно нестандартный.