Спор скрипки и виолончели: Ролдугин порадовал публику в Сочи
В Сочи вернулась музыка мирового масштаба. В образовательном центре "Сириус" состоялся грандиозный концерт - первый после отмены ограничений, связанных с коронавирусом. Зрители услышали уникальное произведение Брамса в исполнении российских виртуозов - Сергея Ролдугина и Павла Милюкова. Как под открытым небом спорили виолончель и скрипка, услышал Николай Иванов.
Сочи, пляж, море, температура воздуха +28. Воды - примерно такая же.
А в трехстах метрах от пляжа - настоящий зал под открытым небом. По сути, это первый концерт классической музыки такого масштаба после долгого карантина. Формат опен-эйра выбран неслучайно. Все ради безопасности зрителей и самих музыкантов.
Для Сергея Ролдугина и Павла Милюкова это особенно волнительный момент. Концерты под открытым небом - серьезный вызов. Классическая музыка требует камерных пространств. Здесь - звук другой. А упрямый бриз норовит перевернуть нотные листы.
Но и это не все. Солисты играют на инструментах работы бесподобного Страдивари.
Как инструменты 18-го века поведут себя во влажных сочинских субтропиках? Павел даже прицепил медицинскую маску к скрипке, чтобы не травмировать инструмент.
"Я рад, что она побывает на юге. А то обычно в холоде", - говорит солист Санкт-Петербургского дома музыки, лауреат XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского Павел Милюков.
Музыканты улыбаются. Настроение - под стать окружающей природе, которая упивается последними летними днями, будоражит запахами экзотических цветов. Солисты так долго ждали этого концерта: из-за коронавируса фестиваль "Сочи. Сириус" переносили несколько раз.
"Культурная жизнь во всем мире остановилась полностью… Очень важно дать знак публике, гостям Сочи, туристам, что живая музыка живет. И она здесь", - говорит художественный руководитель образовательного фонда "Талант и успех" Ханс-Йохам Фрай.
И публика этот призыв услышала. Двойной концерт Брамса - сложнейшее классическое произведение. И от зрителя требуется соучастие.
Солируют виолончель и скрипка. Брамс дал им равные права.
Брамс сочинил концерт для своих друзей. Это диалог виртуозов. Разговор на равных. От них требуется не только мастерство, но и умение слышать собеседника на сцене.
Зал встает. Для любого артиста это как индикатор: зритель на одной волне с музыкантами.
"Не ноты правильно сыграть. А вопрос-ответ. Конфликт. Когда ты изучаешь концерт - это приходит само собой. Все построено на человеческих эмоциях", - говорит народный артист России, худрук Санкт-Петербургского дома музыки Сергей Ролдугин.
Концертов все последние месяцы не было. Но петербургский Дом музыки продолжал работу - мастер-классы проводили онлайн. Только что завершилась летняя академия в Крыму. А совсем скоро стартует проект "Река талантов".
"Не поверите, мне уже 100 лет скоро. Я все время интересуюсь, как лучше играть. Пересмотр в спокойной атмосфере изоляции - что-то было тенью, очень полезно разобраться. Хочется показать, что ты нашел, публике", - говорит Ролдугин.
Кстати, практика опен-эйров в "Сириусе" будет, скорее всего, продолжена.
"Мы ввели новую форму работы в Олимпийском парке, и теперь этот парк может называться смело парком искусства", - отмечает руководитель фонда "Талант и успех" Елена Шмелева.
Самое главное: музыка вернулась. Живые концерты, настоящие эмоции и чувства, по которым мы все так скучали.