Version: 0.1.0

Ефремов не один: другие "жертвы защиты Пашаева" заявили о себе

На этой неделе суд приговорил актера Ефремова к восьми годам колонии общего режима, признав его виновным в гибели водителя из Рязани Сергея Захарова. Пересказывать эту историю я не буду - о ней и так все знают. Прокурор просил 11 лет. Но дали восемь, что тоже довольно много, если посмотреть приговоры по подобным преступлениям. Считается, что адвокат Ефремова Эльман Пашаев сделал все, чтобы его подзащитный сел надолго, хотя, по утверждению самого актера, обещал условное наказание. Мы выяснили, что это не первое дело Пашаева, где он берет большой гонорар, обещает небольшое наказание, а в результате его подзащитный получает на полную катушку, да еще и с горсточкой. Сейчас Министерство юстиции предложило лишить господина Пашаева статуса адвоката. Ну, потому что дело слишком громкое. Если бы отреагировали ранее, возможно, Пашаев не смог бы защищать Ефремова и тот, найдя другого защитника, получил бы стандартный в таких случаях срок. Да, впереди еще будет апелляция, впрочем, и сам актер, казалось, сделал все, чтобы испортить свое реноме в глазах общества - даже солидарная творческая элита, которая обычно горой встает в защиту членов корпорации, к концу процесса замолчала - только пара человек до конца защищали Ефремова.

А остальные были заняты - все-таки уже вторую неделю как открывается театральный сезон, художественные руководители театров встречаются с труппами. Не до Ефремова.

Вот на этом автомобиле Михаила Ефремова каждый раз привозят в суд, и это только первый акт "судебного шоу". Его встречают не только журналисты, но и толпы людей, не имеющих вообще никакого отношения к процессу. Кого тут только не было: фрики, городские сумасшедшие, трансвеститы, блогеры, все жаждущие хайпа, скандала и бесплатного пиара. Все вместе они во многом поспособствовали тому, что трагедия - а ведь в ДТП погиб человек - превратилась в фарс.

По иронии актерской судьбы, последняя роль Михаила Ефремова - адвокат, который участвует в судебном процессе по видеосвязи - из-за коронавируса. Сам актер время, когда все сидели дома, проводил в привычной отвязной манере - посещал вроде бы закрытые бары. Был в таком и буквально за несколько минут до того, как пьяным сел за руль, помчался по Садовому кольцу, навстречу Сергею Захарову. Простому трудяге из Рязанской области, который зарабатывал в Москве доставкой продуктов.  

Брат погибшего, Валерий, в интервью нашей программе говорит: семья долго не верила в обвинительный приговор Ефремову.

"Из-за того что Ефремов получил обвинительный приговор, может быть, многие известные люди поймут, что закон в России существует, есть неотвратимость наказания, и подумают перед тем, как сесть за руль пьяным", - говорит Валерий Захаров.

На следующий день после ДТП Михаил Ефремов у себя дома, в потрепанном виде и с бутылкой минералки в руке, в разговоре со следователями признает вину. Три дня спустя записывает "покаянное видео" со словами: "Отмазываться не собираюсь и не буду". 19 июня в ходе психолого-психиатрической экспертизы говорит, что был за рулем в момент аварии. 

"Я признал вину в ДТП, потому что был с похмелья нервным. Даже не с похмелья, а отравленный", - сказал он.

Но с начала июля поведение актера резко меняется. Вину не признает. Отрицает, что был за рулем. Мол, его вообще "затащили на пассажирское сиденье", а в конце судебного процесса заявляет, что потерял память. 

"Может, это я сам поддался. Может, меня втянули в машину. Но лучше не принимать во внимание мои показания, потому что я был сильно пьяный", - заявил он.

Показания свидетелей - тем более в таком громком и резонансном деле - имеют решающую роль. Те, кого вызвала защита актера, больше навредили, чем помогли. Свидетель Александр Кобец сначала очень точно описал место происшествия, но потом выяснилось, что не видит одним глазом. Он не смог найти себя на многочисленных видеозаписях с места аварии, как и его знакомый, еще один свидетель защиты Андрей Гаев.

В поведении свидетелей защиты многие усмотрели не просто "неуважение к суду", но еще и уголовное преступление - дачу заведомо ложных показаний.

"Конечно, мы с вами прекрасно понимаем, что судебный процесс - это не игра в детском саду и перед судом, перед народом человек выходит только с правдой. Есть законодательство, и лжесвидетельствование предусматривает уголовное наказание", - говорит член Общественного совета при ГУ МВД по г. Москве, лидер общественного движения "Гражданин" Юрий Шаркович.

Адвокатская команда потерпевших, подводившая итоги процесса в пресс-центре "Известий", уверена: защитник оказал Ефремова не "адвокатскую", а медвежью услугу.

"Насколько мне известно, Пашаев обещал Михаилу Олеговичу за гонорар в 11 миллионов рублей либо условный срок, либо полное освобождение", - говорит адвокат потерпевших Анна Бутырина.

По словам адвокатов, дело Ефремова как две капли воды похоже на случай шестилетней давности: бывшего сотрудника миграционной службы Алексея Арсеновича обвиняли во взятке, он признал вину, заключил сделку со следствием и вполне мог получить условный срок. Но тут его адвокатом стал Эльман Пашаев, который - вот этот документ! - в договоре пообещал своему доверителю… условный срок либо штраф. Всего за 5 миллионов рублей, вот расписка о получении денег сотрудником принадлежащей Пашаеву юридической фирмы.

"Мы, конечно, понимаем, что это не гонорар адвоката, практика делового оборота не подразумевает такой гонорар адвоката по данной категории дел. За эти деньги Эльманом Пашаевым был обещан конкретный результат, которого можно было добиться либо путем договоренности с судьей, либо с гособвинителем, другого быть не может", - говорит адвокат Алексея Арсеновича Алексей Киреев.

За последние 10 лет Эльман Пашаев три раза получал и трижды лишался адвокатского статуса, причем в разных регионах. В Москве, в Краснодарском крае, в Ямало-Ненецком автономном округе. Теперь, после процесса над Ефремовым, Минюст предлагает лишить его лицензии в четвертый раз. А Ефремов, теперь уже из СИЗО, заявляет, что отказывается от услуг Пашаева, уже во второй раз. Сам адвокат теперь в этом обвиняет членов Общественной наблюдательной комиссии, посетивших актера в камере.

"По мнению господина Пашаева, его клиенту обещали хорошую жизнь, если тот заявит о подставе со стороны защитника. Ну, я так скажу. Иначе как выдумкой это назвать сложно. И видимо, господин Пашаев считает, что члены комиссии общаются с заключенными, как и адвокаты. Это ошибочное мнение. У самого входа в следственный изолятор членов ОНК сопровождают сотрудники Федеральной службы исполнения наказания. У которых в наличии видеорегистраторы, снимающие все наши действия прямо с того момента, как только мы вошли на территорию следственного изолятора", - говорит ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии г. Москвы Алексей Мельников.

А вот показания свидетелей, представленных адвокатом потерпевших Александром Добровинским, имели в деле решающее значение. Они рассказали и о том, что за рулем сидел Ефремов, и о том, как помогали ему выбраться из машины. Тактика "тотального отрицания" не только не помогла, наоборот - сильно навредила.

"Это повлияло на приговор суда. Нельзя шутить с правосудием. Но потом пришел испуг, что наказание может быть неотвратимым и жестоким и надо говорить о том, что ничего не помнит", - говорит Александр Добровинский.

Михаил Ефремов никогда не скрывал своей любви к алкоголю, называл себя "жизнерадостным пьяницей" и, похоже, даже не думал, чем это может закончиться. 

"Я думаю, что ему самому это не мешало, потому что, находясь в этом состоянии, он чувствовал себя вполне органично. То есть ну это был такой элемент эпатажа и общество как бы привыкло к этому и не то чтобы поощряло, ну как бы вот стыдливо прятало взгляд от него", - говорит поэт Александр Вулых.

Друзья Ефремова пришли в суд, но комментировали вердикт очень скупо. 8 лет колонии общего режима - пожалуй, самый жесткий приговор в истории современной России для человека публичного, обласканного громкой славой, огромными гонорарами, но при этом жившего как бы "отдельно от общества". 

"Мы не какие-то люди из другого мира - мы ходим по этой земле вместе с вами. Можно человеку ошибаться, ну, наверное, да? Совесть такая штука - она у каждого своя, и этот внутренний мир такая сложная штука", - говорит Михаил Пореченков.

А вот гитарист-любитель Александр, отбывающий срок, дает Михаилу Ефремову совет в колонии как можно быстрее начать "работать по специальности".

Михаил Ефремов, который будет как минимум до рассмотрения апелляции его дела в Мосгорсуде находиться в столичном СИЗО-5, уже сообщил, что собирается прочитать заключенным пьесу своего друга Ивана Охлобыстина "Пар".

Ефремов не один: другие "жертвы защиты Пашаева" заявили о себе