Женское пальто Сухорукова и грузовой трамвай: как снимали фильм "Брат"
20 сентября исполнится ровно 18 лет с момента гибели одного из самых талантливых российских актеров – Сергея Бодрова. Всероссийскую известность и славу Сергею принесла роль Данилы Багрова в фильмах "Брат" и "Брат-2". Образ простого парня, прошедшего горячую точку, пытающегося жить в несправедливой реальности и менять ее к лучшему, стал кумиром целого поколения.
Как снимали легендарную кинокартину? Почему киллер Татарин носил женское пальто? И каким образом актёр Алексей Федорцов получил роль режиссера Степана? Чем шокировал петербуржцев родной город глазами Балабанова? И зачем он сделал главную героиню водителем трамвая? Ответы на эти другие вопросы – в специальном проекте Сергея Доля на РЕН ТВ.
Культовый фильм Алексея Балабанова впервые показали в 1997 году на Каннском кинофестивале. Зал аплодировал пятнадцать минут. А реплики главных героев тут же разобрали на цитаты.
А Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова стал символом целого поколения. И даже спустя 23 года этот фильм до сих пор входит в десятку самых популярных у российских зрителей.
С режиссером Алексеем Балабановым Бодров познакомился в Сочи на фестивале "Кинотавр". Сергей получил приз за главную роль в фильме «Кавказский пленник». После этой встречи Балабанов позвонил в Петербург жене и сказал: «Суп вари к моему приезду, литров пять. И я уеду на дачу». Там он за несколько дней написал сценарий, и уже через два месяца начал съемки «Брата».
Алексей Балабанов начал работать над картиной "Брат" для того, чтобы заработать денег на другой свой проект. Он был хорошо знаком со всеми актёрами, с членами съемочной группы. Так что картину отсняли за рекордный тридцать один день.
Спонсоров для съёмок Балабанов не нашел. На крупных телеканалах в успех картины не верили. Никто и подумать не мог, что фильм станет культовым и народным. Даже спустя 23 года после премьеры зрители перестают переключать каналы, как только на экранах появляется балабановский «Брат».
На съёмки у Балабанова было всего двадцать тысяч долларов. Поэтому многие актёры снимались бесплатно.
Первого «Брата» снимали на плёнку, которую оставила группа английского режиссера Бернарда Роуза. В Санкт-Петербурге он работал над фильмом "Анна Каренина". Одежду и автомобили для съёмок брали у друзей и знакомых.
Героя Виктора Сухорукова костюмер и жена Балабанова Надежда нарядила в своё зеленое пальто, галстук взяла у отца. Желтый пиджак нашёлся в гардеробе у брата актрисы Анастасии Мельниковой.
Главный злодей, вот, пришёл на кастинг уже в образе бандюгана – с цепями, распальцованный, так, как положено. Балабанов сказал – утверждаю! И потом рассказывал, что питерским бандюганам очень понравился этот образ, и они ему подогнали классную тачку, которая соответствует стилю такого крутого пацана.
Домашние сцены снимали в квартирах и на дачах друзей. После ранения Данилу лечили у Юрия Шевчука.
Эпизод с испуганным режиссёром Степаном снимали в квартире самого Балабанова.
Разрешения на съёмки на городских улицах у Балабанова не было. Поэтому все сцены снимали быстро, с одного-двух дублей, чтобы не привлекать внимание.
По сюжету фильма провинциал Данила Багров приехал в Северную столицу к своему брату. Но дозвониться до него не смог, так что просто бесцельно гулял по улицам города. Вообще все места, которые показаны в картине, они были особенными, знаковыми для режиссёра картины Алексея Балабанова.
Весь фильм Данила искал новый диск Nautilus’а и ходил по разным музыкальным магазинам. Рядом с одним из них он встретил девчонку тусовщику – Кэт.
«Девушка, а у вас «Крылья» "Наутилуса" есть?» - именно с таким вопросом главный герой фильма «Брат», Данила Багров, обходил все музыкальные магазины Питера.
В девяностых магазин Сергея Рюмина был культовым местом для всех поклонников рок-музыки в Петербурге. Иногда сюда заглядывали и сами музыканты. В съёмках «Брата» участвовали самые популярные исполнители того времени.
Вячеслав Бутусов, Сергей Чиграков, Настя Полева и музыканты группы «Аквариум» не только бесплатно предоставили свои хиты для саундтрека к фильму, но и снялись в эпизоде.
В фильм вошло и выступление «Наутилуса» на сцене. На самом деле это был концерт группы «Чиж и Компания» в ДК Горбунова. Зал был переполнен. Сергей и Светлана едва смогли протиснуться к сцене. Съёмочная команда отсняла эпизод и ушла, а Бодров с Письмиченко остались стоять в подогретой алкоголем агрессивной толпе. Их чуть не раздавили.
Большую часть фильма снимали на Васильевском острове. Балабанов жил в этом районе и хорошо знал все дворы и переулки.
В Санкт-Петербург Алексей Балабанов приехал в 1990-м. К этому времени он исколесил уже полстраны: Камчатка, Сахалин, Курилы, Дальний Восток, Сибирь. Но родным для него по-настоящему стал именно город на Неве. По воспоминаниям близких, Балабанов объездил весь Васильевский остров на велосипеде и точно понял, что жить он хочет именно здесь.
Петербуржцы прозвали Васильевский остров «Васькой». В древности на прибалтийско-финском наречии его называли Хирвасаари. Застраивать территорию начали во времена Петра Первого. Сегодня это один из самых контрастных районов Санкт-Петербурга. В южной части - здания 19-го века, на востоке, у самого залива - суперсовременные высотки. Здесь же и самая узкая улица Северной столицы - Репина. В самом широком месте она не больше шести метров. Но Балабанов выбрал этот район по другой причине. Балабанов специально выбирал самые заурядные дворы и улицы. Именно поэтому в фильме они выглядят очень органично, как единое пространство. Дальше коренные петербуржцы не сразу замечают подвох.
С пространством в фильме действительно творится что-то непонятное: Данила Багров забегает во двор в одной части города, а выбегает совершенно в другой. Но режиссера такие ляпы не смущали. Его главной целью было органично вписать ландшафт в канву фильма.
Помните сцену, когда герой, совершив заказное убийство на Сенном рынке, убегает во двор? Так вот, рынок находится на одном берегу Невы, а двор - на Васильевском острове, а дальше из двора Данила попадает сразу на Петроградку, и это при том, что в реальности между ними около трех километров.
Во время погони Данила на ходу запрыгивает в грузовой трамвай. Сегодня такие по Питеру уже не ездят. В девяносто седьмом, когда снимали «Брата», власти города решили полностью отказаться от этого вида перевозок. Балабанову чудом удалось снять один из последних рабочих составов.
Во время съемок экономили на всем, в том числе и на каскадерах. Поэтому в сцене, когда Сергей Бодров убегает от бандитов после убийства Чечена, он сам запрыгивает на этот трамвай. Молодой, спортивный актер сделал это с легкостью, хотя высота приличная.
Без дублёра работала и Светлана Письмиченко. Актриса сама вела трамвай. Научилась за полдня. Но во время съёмок чуть не задавила гримёршу – перепутала педали.
Балабанов не просто так сделал Свету водителем трамвая. По сюжету фильма Света не любит своего мужа и при этом влюблена в Данилу, но уйти от мужа она не может. Таким образом режиссер хотел показать, что у девушки нет выбора. То есть она не может его сделать, точно так же как этот трамвай, и вынуждена ездить все время по одному и тому же маршруту.
В сцене прощания Данилы с немцем Светин трамвай проезжает мимо героев. На самом деле трамвай ездил туда и обратно по одной улице.
После выхода фильма Бодрову и Балабанову присылали письма со всей России. Какая-то женщина написала, что у неё два сына. Один пьёт, другой - в армии. А его мотоцикл украли из гаража. Просила помочь. После этого Алексей и Сергей решили: Данила Багров должен вернуться. И приступили к съёмкам второго «Брата».